В XVIII веке мир стал свидетелем ряда значимых трансформаций и тенденций, которые оказали глубокое влияние на ход развития различных сфер жизни. Одна из главных тенденций стала индустриализация, которая связана с переходом от ручного труда к машинному производству. Развитие паровой машины стало ключевым событием, открывшим путь к бурному развитию промышленности и усилению производственных мощностей. Кроме того, сформировалась тенденция к росту городов и массовой миграции населения в них, что привело к появлению новых социальных и экономических условий.
Великая французская революция, начавшаяся в конце XVIII века, стала важным политическим событием, которое отразилось на мировой истории. Это было время активных политических изменений, включая борьбу за гражданские свободы, установление принципов равенства и борьбу против феодального строя. Другим важным аспектом развития был прогресс в науке и философии. Просвещение и научная революция стали толчком к новым открытиям и исследованиям, а развитие философии привело к выработке новых политических и социальных идей. в Новое время происходили глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.
В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
“обновление” человека вэпоху нового времни в эпоху Нового времени
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
Эпоха просвящения
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д
В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.
Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба - вольтерьянству»).
Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759).
Эпоха просвящения в Англии
Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.
Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества представлявшееся им далеко не совершенным. При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа.
На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.
В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII веке философом-материалистом Джоном Локком (1632-1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей.
Просветительное движение в Шотландии опиралось на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абердина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711-1776) — философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его благополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.
Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсбе почетный член Петербургской Академии наук (1794).
Век просвященного абсолютизма
XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.
Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.
Великая французская революция
Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.
Запад и Восток в XVIIIвеке
В XVIII веке продолжалась борьба старого и нового порядков как основное содержание внутренней жизни Западной Европы: распространение идей «просвещения» и основанная на них политика «просвещенного абсолютизма». Великая французская революция, завершая век, одновременно явилась началом и символом эпохи становления буржуазно-демократических порядков и либерализма в Западной Европе. В результате буржуазных революций установились республиканские формы правления в Голландии и Англии, в результате борьбы за независимость — в США.
Расцвет колониальной политики системы в XVIII в. связан с переходом инициативы в руки голландцев, англичан и французов. К концу XVIII в. значительная часть неевропейского населения земного шара оказалась порабощенной или зависимой в сфере колониальной политики. Это были либо фактории — опорные пункты торговли и средства политического давления, или завоевание и захват страны с прямым установлением господства колонизаторов-европейцев, или навязывание неравноправных договоров.
В XVIII в. начинается просветительское движение, целью которого было осветить все темные места европейской жизни, уничтожить предрассудки, завоевать для человечества лучшее будущее. Французские ученые ездили в Англию, перенимали идеи конституционализма и политических свобод. Французские писатели много сделали, чтобы эти идеи распространить. Пробудилась критическая мысль, и под ее влиянием началась работа по пересмотру традиционных верований, представлений, установлении прав и законов, разоблачению злоупотреблений, произвола и нелепостей самовластья.
В Северной Америке динамично развивались английские колонии. Долгие войны англичан с французами, война с Канадой способствовали осознанию американскими колонистами своего единства. Набирало темпы развитие промышленности и торговли, строились университеты. Каждая колония была самостоятельным штатом со своими губернатором и парламентом. Уже в 1754 г. на съезде американских колонистов был провозглашен союз колоний. Попытка Англии ввести новые таможенные сборы и обеспечить себе новые доходы с американских колоний вызвали противодействие американцев, вылившееся впоследствии в войну за независимость. Призывы к независимости в произведениях Т. Пейна, Б. Франклина, Т. Джеффорсона сочетались с требованиями суверенитета народа и признания естественных прав граждан и их равноправия.
К концу XVIII века Франция была «больна» реформами: новый экономический и социальный строй был стеснен остатками феодальных порядков, регламентацией и злоупотреблениями администрации, привилегиями дворянства и духовенства и отсутствием свобод. Противостояние короля Людовика XVI и Генеральных Штатов, представлявших интересы третьего сословия, восстания и волнения бедного населения Парижа, взятие Бастилии 14 июля 1789 г. ознаменовали начало революции.
Учредительное собрание отменило привилегии, провозгласило Декларацию прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. объявляла о народном суверенитете и устанавливала конституционную монархию. Но народное движение продолжалось, восставали крестьяне против помещиков, чернь Парижа видела в короле источник своей нищеты и бедствий. Новое восстание низов Парижа и казнь короля в январе 1793 г. изменили политическую обстановку. Власть переходит из рук умеренных депутатов, провозгласивших республику, в руки радикалов-якобинцев. Характерными явлениями революции стали белый террор и разгул революционного террора, символом которого была гильотина.
Великая французская революция, ликвидировавшая старый сословный строй, господство церкви, дворянства, утвердила власть парламента, рациональную «естественную мораль» третьего сословия.
Если западная цивилизация переживала бурную эпоху капиталистической модернизации, то Испания и Португалия, некоторые восточноевропейские страны, Россия, Япония и Турция еще только вступали на путь запоздалой модернизации. Для догоняющего развития этих стран характерны следующие черты: мануфактуры и фабрики появлялись друг за другом в коротком временном отрезке, ограничено участие в международной торговле и возможности эксплуатации колоний, длительное сохранение старых институтов традиционного общества. В XVIII веке модернизация практически не коснулась большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, или изменения в них происходили в связи с колониальной зависимостью.