Найти тему

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

В XVIII веке мир стал свидетелем ряда значимых трансформаций и тенденций, которые оказали глубокое влияние на ход развития различных сфер жизни. Одна из главных тенденций стала индустриализация, которая связана с переходом от ручного труда к машинному производству. Развитие паровой машины стало ключевым событием, открывшим путь к бурному развитию промышленности и усилению производственных мощностей. Кроме того, сформировалась тенденция к росту городов и массовой миграции населения в них, что привело к появлению новых социальных и экономических условий.

Великая французская революция, начавшаяся в конце XVIII века, стала важным политическим событием, которое отразилось на мировой истории. Это было время активных политических изменений, включая борьбу за гражданские свободы, установление принципов равенства и борьбу против феодального строя. Другим важным аспектом развития был прогресс в науке и философии. Просвещение и научная революция стали толчком к новым открытиям и исследованиям, а развитие философии привело к выработке новых политических и социальных идей. в Новое время происходили глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией — небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

“обновление” человека вэпоху нового времни в эпоху Нового времени

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Эпоха просвящения

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759).

Эпоха просвящения в Англии

Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государ­ственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.

Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества представлявшееся им далеко не совершенным. При этом они в значи­тельной степени учитывали и интересы угнетенного народа.

На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католиче­ской, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.

В политической программе английских просветителей нет ра­дикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большин­ство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII веке филосо­фом-материалистом Джоном Локком (1632-1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Анг­лии: были закреплены основные права и свободы граждан, пред­ставительное правление, религиозная терпимость, неприкосно­венность собственности. Все это в основном соответствовало це­лям просветителей.

Просветительное движение в Шотландии опиралось на интел­лектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абер­дина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711-1776) — философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различи­ях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий меж­ду людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его бла­гополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и про­тиворечивое явление прежде всего в силу политической раздроб­ленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения за­ключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теорети­ческий характер.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсбе почетный член Петербургской Академии наук (1794).

Век просвященного абсолютизма

XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютиз­ма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших фе­одальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизи­ции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, от­мена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и цер­ковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, ли­шив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему поло­жению старых земледельческих классов.

Великая французская революция

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, эконо­мические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что де­спотический режим в просвещенной или непросвещенной форме от­жил свое время, что залог будущего экономического процветания ев­ропейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

Запад и Восток в XVIIIвеке

В XVIII веке продолжалась борьба старого и нового по­рядков как основное содержание внутренней жизни Западной Европы: распространение идей «просвещения» и ос­нованная на них политика «просвещенного абсолютизма». Ве­ликая французская революция, завершая век, одновременно явилась началом и символом эпохи становления буржуазно-де­мократических порядков и либерализма в Западной Европе. В результате буржуазных революций установились республикан­ские формы правления в Голландии и Англии, в результате борьбы за независимость — в США.

Расцвет колониальной политики системы в XVIII в. связан с переходом инициативы в руки голландцев, англичан и фран­цузов. К концу XVIII в. значительная часть неевропейского населения земного шара оказалась порабощенной или зависи­мой в сфере колониальной политики. Это были либо фактории — опорные пункты торговли и средства политического давления, или завоевание и захват страны с прямым установлением гос­подства колонизаторов-европейцев, или навязывание нерав­ноправных договоров.

В XVIII в. начинается просветительское движение, целью которого было осветить все темные места европейской жизни, уничтожить предрассудки, завоевать для человечества лучшее будущее. Французские ученые ездили в Англию, перенимали идеи конституционализма и политических свобод. Француз­ские писатели много сделали, чтобы эти идеи распространить. Пробудилась критическая мысль, и под ее влиянием началась работа по пересмотру традиционных верований, представлений, установлении прав и законов, разоблачению злоупотреблений, произвола и нелепостей самовластья.

В Северной Америке динамично развивались английские колонии. Долгие войны англичан с французами, война с Кана­дой способствовали осознанию американскими колонистами своего единства. Набирало темпы развитие промышленности и торговли, строились университеты. Каждая колония была са­мостоятельным штатом со своими губернатором и парламентом. Уже в 1754 г. на съезде американских колонистов был провоз­глашен союз колоний. Попытка Англии ввести новые таможен­ные сборы и обеспечить себе новые доходы с американских колоний вызвали противодействие американцев, вылившееся впоследствии в войну за независимость. Призывы к независи­мости в произведениях Т. Пейна, Б. Франклина, Т. Джеффорсона сочетались с требованиями суверенитета народа и признания естественных прав граждан и их равноправия.

К концу XVIII века Франция была «больна» реформами: новый экономический и социальный строй был стеснен остатками феодальных порядков, регламентацией и злоупотреблениями администрации, привилегиями дворянства и духовенства и отсутствием свобод. Противостояние короля Людовика XVI и Генеральных Штатов, представлявших интересы третьего сословия, восстания и волнения бедного населения Парижа, взятие Бастилии 14 июля 1789 г. ознаменовали начало революции.

Учредительное собрание отменило привилегии, провозгласило Декларацию прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. объявляла о народном суверенитете и устанавливала конституционную монархию. Но народное движение продолжалось, восставали крестьяне против помещиков, чернь Парижа видела в короле источник своей нищеты и бедствий. Новое восстание низов Парижа и казнь короля в январе 1793 г. изменили политическую обстановку. Власть переходит из рук умеренных депутатов, провозгласивших республику, в руки радикалов-якобинцев. Характерными явлениями революции стали белый террор и разгул революционного террора, символом которого была гильотина.

Великая французская революция, ликвидировавшая ста­рый сословный строй, господство церкви, дворянства, утверди­ла власть парламента, рациональную «естественную мораль» третьего сословия.

Если западная цивилизация переживала бурную эпоху капи­талистической модернизации, то Испания и Португалия, некото­рые восточноевропейские страны, Россия, Япония и Турция еще только вступали на путь запоздалой модернизации. Для догоня­ющего развития этих стран характерны следующие черты: ману­фактуры и фабрики появлялись друг за другом в коротком временном отрезке, ограничено участие в международной торгов­ле и возможности эксплуатации колоний, длительное сохранение старых институтов традиционного общества. В XVIII веке модер­низация практически не коснулась большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, или изменения в них происхо­дили в связи с колониальной зависимостью.