В каждой гранитной улочке старого города скрыта своя загадка, как в душевных лабиринтах каждого человека прячутся его сокровенные мечты и надежды. Баку в апреле наполнил моё сердце теплым, уютным ощущением, словно я оказалась в живом романе, который превыше всего ценит случайные встречи и необъяснимые совпадения.
Выставка моих картин стала апофеозом месяцев кропотливого труда, бесконечных ночей, пролитых красок, трудностей и прорывов. Но истинное понимание мира приходит не через усилия, а через стремление соединиться с теми, кто идет по твоим следам, даже не осознавая этого. И вот, вдруг ниоткуда, как светлячки в тёмную ночь, явились мои друзья. Мы гуляли по старому городу Баку, Ичери-шехер (азерб. "Внутренний город"), который был и остаётся живой архитектурной магией, вписанной в каменные стены и узкие улочки. Мы не виделись 2 месяца, поэтому они решили сделать мне сюрприз! Прилетели отдельным рейсом, ничего не сказав заранее о своём намерении.
Старый город Ичери-шехер расположен в центре Баку. Это самая древняя часть города, необыкновенная достопримечательность. Обнесена старинными каменными крепостными стенами, которые хорошо сохранились. Дома, здания — всё здесь построено из камня. Улицы в этой части Баку очень узенькие, причудливо извиваются, поэтому напоминают лабиринт. Каждый дом, каждый двор в старом городе обладает своим неповторимым азербайджанским колоритом.
Это и старинный жилой квартал, и заповедник, и настоящая, живая история. Здесь невозможно не фотографироваться, не фотографировать город, улицы, дома.
Многие из тех, кто сейчас живёт в этой части, во «внутреннем городе», это — наследники людей, которые жили здесь в прошлые века. Удивительно, но водоснабжение появилось здесь ещё в XVIII веке. Город тогда снабжался водой из загородных колодцев. В начале XX века уже были найдены три горизонта питьевой воды при помощи бурения скважин. Была проложена надёжная система канализации и водопровода.
Каждый шагающий по этим каменным змеям испытывает ностальгию и волнение, словно возвращается к самому себе, блуждая среди теней прошедших веков. Именно здесь, среди древних и мощных стен, я заметила прозрачную табличку на одной из дверей. Это была палитра, сияющая именем загадочной Нигяр. Дверь оказалась закрытой, но чувство необъяснимого притяжения окутало меня, как нежный шелковый платок на ветру. Я сфотографировала её, сохраняя эту маленькую часть магии на память.
Попасть здесь к кому-то в гости мне захотелось ещё в прошлом году, когда была здесь в первый раз. Это практически стало мечтой. Дворы я видела, заходила в них, они также интересны, колоритны, как и улицы. Было очень любопытно посмотреть — как же всё устроено внутри домов?
На следующий день состоялась моя выставка. Среди множества лиц и добрых улыбок появилась группа девушек, живо обсуждавших мои картины. Одна из них, выделяя свой особенный свет, представилась художницей и пригласила меня в свою студию. "Моя студия в старом городе, мимо неё никто не проходит просто так," - сказала девушка, будто знала больше, чем все остальные.
И вот это её имя, мелодичное, как музыка, - Нигяр Багирова. Сердце замерло на мгновение, осознав, что это та самая творец из вчерашней встречи. Мы не обменялись телефонами, доверяя пути, который неизменно приводит к целям истинного сердца.
Но найду ли я её вновь в лабиринте улиц старого города?
С наступлением следующего дня я вместе с дочкой Николь отправилась на поиски. Желание увидеть эту загадочную студию и её обитательницу перешло в настойчивую решимость. Мы блуждали среди старинных улочек, впитывая ароматы истории, вкусной еды, антиквариата и наконец добрались до заветной двери. Но художницы снова не было на месте.
Тем временем согревшись в маленьком уютном кафе с видом на площадь, я нашла Нигяр в социальных сетях и написала ей сообщение. Ответа не последовало, но внутри меня жило непобеждаемое чувство, что мы обязательно встретимся вновь.
С Николь мы двинулись в сторону студии по другой дороге, и вскоре я почувствовала, что каждый шаг ведет меня ближе к судьбоносной встрече.
Необыкновенная красота так заворожила, что я решила записать видео. На очередной извилистой узенькой улице, подлинно азербайджанской и исполненной мистики, я вдруг заметила её, идущую навстречу. Это было волшебное мгновение, зафиксированное на видео моей дочерью, словно это было предначертано звёздами. Как не верить теперь в чудеса и силу судьбы, которая сплетает наши пути в единую историю?
И вот мы, как старые друзья, стояли посреди старины Ичери-шехера, доказав самим себе и всему миру, что случайных встреч не бывает. В этом волшебном городе, где магия и реальность переплетаются, каждый шаг, каждый взгляд и каждый взмах кисти имеют своё глубокое значение.
Оказалось, что у Нигяр в старом городе не только студия, но и дом. Когда мы встретились, она как раз шла домой и позвала нас в гости.
На пути к дому Нигяр мы остановились в маленьком магазинчике, скрытом за низким входом. В этом магазине, полном восточных сладостей ручной работы местных жителей, я ощутила тепло и душевное родство с мастерами, которые создавали свои кулинарные изыски с любовью и нежностью. Эти уютные уголки города — душа старого Баку, где каждый конец улочки хранит свою тайну, а каждый магазинчик — свою историю.
Войдя в дом Нигяр, я была поражена его уютом и необычной красотой. Изящные большие цветы на стенах, нарисованные её собственными руками, стали символом триумфа искусства над ограничениями. Во время пандемии, когда внешний мир закрыл свои двери, внутренний мир Нигяр расцвел яркими красками.
Двухэтажный дом с мангальной зоной на третьем уровне являл собой нечто большее, чем просто жилье — это было её царство, её маленькая крепость, где каждый уголок дышал творчеством и страстью к жизни. Вид на Баку и каскады волн Каспия, открывающийся с мангальной зоны, становился символом бесконечных возможностей и красоты мира. Здесь, на этой возвышенности, мир казался ближе и доступнее, и я благодарна Нигяр за эти мгновения, запечатленные в её фотографиях.
Мы провели время за чашкой чая, окруженные аурой вдохновения и дружбы. Муж Нигяр, будучи человеком столь же интересным и глубоким, расширил границы моего восприятия и обогатил наше общение. Этот день наполнил меня благодарностью за возможность окунуться в их мир.
Поболтав обо всем на свете несколько часов мы отправились в студию расположенную неподалеку в доме 1920 года. Небольшая квартира превратилась в оазис творчества, где каждая картина, каждая скульптура несла свою историю и эмоции.
Войдя в студию, я словно проникла в душу художника. На стенах висели картины самых разных размеров и сюжетов, как отражение самой жизни — многоцветной, переменчивой и непредсказуемой. Среди всего многообразия особенно дорогой мне стала картина с цветущей сакурой. Её крупные мазки, нежные оттенки и невероятная энергия вызвали во мне восхищение и откликнулись в глубинах души.
Коллекции скульптурок и сувениров, подаренных Нигяр её друзьями и коллегами, придавали помещению особенный шарм. Мастерская дышала человеческим теплом и уютом, что делало её не просто рабочим местом, а настоящим святилищем искусства.
Эта встреча принесла массу положительных эмоций! Я нашла не только друга, но и соратника на пути познания мира через творчество. Люди Азербайджана показали мне своё гостеприимство, радушие и удивительную доброту. Я начала путь как гость в чужом городе, а завершаю его, чувствуя себя частью этой большой и теплой семьи.