В чем причина изменения формы положения христианского общества в современном мире?
В чём причина развития событий эпохи модерна?
Различия между восточным и западным гуманизмом?
Что такое идея субъекта? или Декартовский концепт объективной реальности.
Анализ структуры человеческой души…
Что такое христианская мораль?
Причиной изменения формы положения христианского общества в современном мире можно назвать интенсивный модерн.
События эпохи модерна, произошли по западной логике вещей и в силу исторических событий восток оказался колонизирован научно и интеллектуально западом.
Католическое мировоззрение переводит на латынь греческую традицию христианства и перетолковывает его,
а перевод всегда предполагает новый смысл.
Появляется латинский смысл и становится эксклюзивным (от лат. excludo — исключаю), т.е. исключающим любой другой.
Западноевропейское католичество рационализируя христианское вероучение становится схоластическим (от лат. schola - школа),
которое со временем доходит до определенного кризиса и утрачивает свою собственную структуру.
Западное христианство утрачивает веру в Бога – наступает эпоха модерна.
С модерном возникает философия нового времени – гуманизм,
который ставит во главу угла западноевропейского человека – индивидуума с его традиционным католическим пониманием Бога.
Французский философ 17-го века Рене Декарт сказал, что надо сомневаться во всем,
а несомненным он ввел понятие субъекта, (cogito, ergo sum с лат. – мыслю, следовательно существую)[1],
и обосновывает бытие через - я свидетельствую, что я существую, а значит вместе со мною и весь мир, и все создал Бог.
Дальше Декарт понятие о субъекте вводит в концепт.
У Декарта существуют три концепта:
Концепт субъекта - эго, которого он ставит первичным к миру и Богу.
Концепт мира – это объект, который субъект утверждает сам перед собой визуально.
Концепт Бога – у Декарта Бог концептуальный, это каузальный, причинный Бог деистской философии.
Модерн интенсивен и это означает, что модель картезианского представления вытесняет все остальные формы понимания из всех областей жизни.
Картина схоластического представления о Боге уступает место картине субъекта утверждающего себя концептом.
Происходит разделение наук, теология уступает место западной религиозной философии,
меняется все общество, меняется образование, меняется культура и
Модерн внедряет свою тройную модель концептуальных – субъекта, высшего существа и реальности.
Концепт реальности содержит понятие, что в материальном мире не вещественен и которого по сути нет.
В схоластике реальность обосновывалась в объективности наличием Бога, в креации и была вторична по отношении к Богу.
Современная научная картина мира основана именно на идеи субъекта - концепте объективной реальности, т.е. на том чего нет,
т.к. объект всегда связан с субъектом, и еще гипотезе Бога, которая принималась, рассматривалась, но постепенно исчезла, потому что стала не важна.
Таким образом выделяются две версии:
объяснение объекта через субъект и
новая материалистическая идея – это объяснение субъекта через объектный концепт – материю.
Это эволюционизм, марксизм, начало распространения атеизма.
Материализм и идеализм – это две версии, одной утопии, как понятийные воображаемые обозначения в описании, являющимися западноевропейскими философскими формами нового времени, т.е. модернистскими моделями.
Процесс секуляризации, на западе привел к либерализму,
а в России после октябрьской революции 1917–го года – к коллективизму.
Эта мысль хорошо развита Н. А. Бердяевым в работе «Новое средневековье». (Размышление о судьбе России и Европы) [2].
Вывод:
Понимание христиан восточной и западной традиций – это два разных понимания о Боге двух разных человек.
Из чего следует, что гуманизм в России и гуманизм на западе – это два разных гуманизма.
Продолжая интенсивность модернизм ставит под сомнение идею концептов Декарта, что приводит к недоказуемости существование концептуальных субъекта и объекта.
В представлении остается только сознание, которое совершает интенциональный акт – Интенцию (с лат. – намерение, движение), и содержание сознания – Интент (с лат. – намерение, цель), то о чем это сознание сознает.
Нам дано только сознание, которое первично и конституирует.
Поскольку феноменология строится на корреляции между предметами и их эквивалентами в сознании,
это означает, что соответственно роду своей сущности каждая конституированная предметность коррелятивна той форме интенциональности, которая конституирует ее [3].
Здесь мы можем принять еще пару понятий, которых в западной феноменологии нет,
а в данной теме она сама собой напрашивается это то, что сознание здесь следует принять как – Интентор (с лат. - наблюдатель, надзиратель), и которое проявляется как Интентер (с лат. – намеривающий) – приводящий к действию намерение и возникает одновременно с Интентом – целью намеривающего.
Теперь вся картина становится полной.
Интентор здесь как сознание первичен и безусловен, потому что, если убрать сознание у нас ничего не останется, не будет ни Интенции, ни Интента.
И все перечисленное можно утверждать, как факт, потому что согласно теории разработанной американским социологом У. Томасом, которое ориентировано главным образом на индивидуальное поведение и оказывается субъективным по существу:
"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям" [4].
Переходим к христианской нравственной идее и к христианской аскетике изучающей процесс самоусовершенствования, преображения – исцеления падшего человеческого естества.
Где нарушение нравственных правил принятых христианской идеей, а точнее, сосредоточение определенного «просохе» (с греч. – внимание) на совершение этого нарушения называется грехом.
Христианской аскетикой Интент (намерение, цель) игнорируется, т.к. интересует душа – сам интенциональный акт, т.е. Интенция (намерение, движение).
Этим аскетика подпадает в рамки христианской феноменологии, потому что философской основой христианского богословия является именно метод Аристотеля.
Наиболее известные святые, бывшие под влиянием Аристотеля – преподобный Иоанн Дамаскин и отцы–каппадокийцы [5].
Философская концепция христианской нравственной идеи в том, как реализовать, проследить человеческое сознание, очистить его душу максимально,
а этот интенциональный акт превратить в не его, а благого Интентера.
По существу, в христианской аскетике все сведено к различению духов, различению Интентеров.
Для всех трех форм мировоззрения: мифологии, религии и философии, которые имеют свой целостный взгляд на мир и место человека в нем, но общим для них является, это отсутствие концептуального субъекта (эго).
Человек является полем интенционального акта – Интенцией (сознанием в действии), в христианской форме – живой душой.
И тогда возникает совершенно другое представление, что
человек – это не эго, не концепт, а сознание в действии (душа).
Человек с точки зрения социологии не имеет постоянного начала, т.е. личность человеческая есть совокупность его статусов и ролей [6].
Следовательно, если эти построения верны, мы можем легко понять самые сложные и трудные аспекты современной западной религиозной философии и вернуть их в правильный христианский понятийный контекст морали.
Таким образом открывается совершенно новый горизонт антропологии:
в структуре человеческой души – исключается эго, остается только сознание, приводящее в движение (Интенция) авторами, которые в ходе того, что мы сознаем и что мы делаем – конституируются как Интентеры.
Если эту концепцию христианской нравственной идеи просчитать и принять, то дальше можно двинуться в более сложные философские построения, которые будут строиться уже на христианской феноменологии как философски –антропологической основе в теологии.
Все это представляется созвучным установкам христианской морали:
мыслить мир без эго, без индивидуума, понимая, что мы лишь маски отдельных интенциональных потоков, которые на самом деле в целом составляют притоки одной, по сути единой рекой сознания Интентора.
Использованные материалы:
1. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль, 1989.— 654, [2] с, 1 л. портр,— (Филос. наследие; Т. 106).
2. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 624 с.
3. Кемеров В. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.psyoffice.ru/6-183-konstituirovanie.htm (дата обращения: 21.03.2018г.).
4. Энциклопедия социологии. - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://enc-dic.com/enc_sociology/Teoriya-tomasa-3345.html (дата обращения: 21.03.2018).
5. Лега В. П. Аристотель. Часть 1. Зачем отцы Церкви обращались к его учению? Статья от 26.07.2015 г. - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.pravoslavie.ru/88155.html (дата обращения: 21.03.2018).
6. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.e-reading.club/chapter.php/100387/70/Gorbunova_-_Obshchaya_sociologiya__konspekt_lekciii.html (дата обращения: 21.03.2018).
7. Дугин А. Г. Цветков В., протоиерей. Феноменология и православная аскетика. Философская лекция. Софроньева пустынь, Арзамасский район Нижегородской области, 09.11.2014 г. - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://youtu.be/Xi4657-54HI (дата обращения 06.11.2017).