Оборона Брестской крепости – один из первых и самых драматичных эпизодов начального периода Великой Отечественной войны (1941-1945). Защитники крепости – солдаты и офицеры более чем 30 национальностей, атакованные на рассвете 22 июня 1941 года, сопротивлялись как минимум месяц, оставаясь в глубоком тылу вермахта, наступавшего на Москву.
Строительство крепости по проекту инженера и топографа К.И. Оппермана началось в 1833 году (хотя план построить укреплённый лагерь был ещё при Александре I до войны с Наполеоном) и продлилось до 1842 года
Брестская крепость находится в черте города Бреста (ныне Белоруссия), который был основан славянами в далекой древности у впадения реки Мухавец в Западный Буг и за свою историю входил в состав разных государств. С 1795 года он был в составе Российской империи и назывался Брест-Литовском. Строительство Бресткой крепости по проекту инженера и топографа К.И. Оппермана началось в 1833 году (хотя план построить укреплённый лагерь был ещё при Александре I до войны с Наполеоном) и продлилось до 1842 года
Во второй половине XIX – начале XX веков она неоднократно модернизировалась и к Первой мировой войне (1914-1918) представляла собой мощную крепость первого класса. Брестская крепость состояла из цитадели и трех обширных укреплений, образующих главную крепостную ограду и прикрывающих цитадель со всех сторон: Волынского (с юга), Тереспольского (с запада), Кобринского (с востока и севера). Цитадель представляла собой естественный остров, по всему периметру которого была построена сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма протяженностью почти два километра с тремя сквозными воротами, обширными подвалами и сетью подземных ходов. В ней могли разместиться до 12 тысяч воинов с боеприпасами и продовольствием. Цитадель соединялась с другими укреплениями с помощью мостов и ворот. С внешней стороны крепость была защищена двумя поясами фортов (находились в 3,5-7 километрах от цитадели). Оборонительная линия Брестской крепости достигала 30 километров.
В Первую мировую войну в городе размещались тыловые части российской армии Западного фронта, но в августе 1915 года его оккупировали германские войска. На территории цитадели был подписан Брестский мир 1918 года, обеспечивший выход России из Первой мировой войны. По результатам советско-польской войны 1920 года Брест отошел к Польше, а вернулся в состав СССР в начале Второй мировой войны (1939-1945) в соответствии с советско-германскими договорами 1939 года. На тот момент крепость утратила в глазах военных стратегическое значение, поскольку не считалась способной выдержать натиск современной артиллерии. Как следствие, объекты комплекса служили, в первую очередь, для размещения личного состава, который в случае войны должен был держать оборону за пределами крепости. При этом план по созданию укрепленного района, учитывавший новейшие достижения в области фортификации (Военно-инженерная наука об укреплении местности для ведения боя), к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) не был полностью реализован.
В июне 1941 г. многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. К границе подтягивались немецкие дивизии. В этих тяжёлых условиях советское руководство стремилось не дать ни малейшего повода для начала войны. Оно даже разрешило «археологам» из Германии разыскивать «могилы солдат, погибших в годы Первой мировой войны»1 . Под этим предлогом немецкие офицеры могли изучать местность, намечать пути будущего вторжения. На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году Германия начала войну против Советского Союза. Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Но самая сильная группировка войск противника развернула свои операции в середине этого огромного фронта. Штурм крепости, города Брест и захват мостов через реки Западный Буг и Мухавец был поручен 45-й пехотной дивизии генерал-майора Фрица Шлипера. Эта дивизия была усилена мортирными дивизионами, 31-й и 34-й пехотным дивизиям 12-го армейского корпуса. Немцы заранее решили, что Брестскую крепость придется брать только пехотой - без танков, так как её окружали леса, болота, речные протоки и каналы. Задачей 45-й дивизии было: взятие Брестской крепости, железнодорожного моста через Буг северо-западнее крепости и нескольких мостов через реки Буг и Мухавец внутри, южнее и восточнее крепости. К концу дня 22 июня дивизия должна была продвинуться на 7-8 километров вглубь советской территории. На взятие крепости было отведено не более восьми часов.
К началу Второй мировой войны в крепости дислоцировалось 8 стрелковых и 1 разведывательный батальон, 2 артиллерийских дивизиона (противотанковой и противовоздушной обороны). Находились спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей. А также сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28- го стрелкового корпуса 4-й армии, и несколько других отрядов. Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений этих двух дивизий - 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов. До сих пор нет точных данных о количестве человек, находящихся в крепости. По разным данным к утру 22 июня в крепости находилось от 8 до 9 тысяч человек, не считая членов трехсот семей военнослужащих. Генерал-полковник Г. Гудериан в книге «Воспоминания солдата» написал: «Развертывание войск и занятие исходных позиций для наступления прошли благополучно… Тщательное наблюдение за русскими, убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Перспективы сохранения момента внезапности были настолько велики, что возник вопрос, стоит ли при таких обстоятельствах проводить артиллерийскую подготовку в течение часа, как это предусматривалось приказом…». Непосредственно на крепость наступали до полутора тысяч человек пехоты из трёх батальонов 45-й пехотной дивизии.
Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных очагов. Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление. Однако, части гарнизона оказавшиеся в тылу немцев перешли в контратаку, расчленив и частично уничтожив атакующих. Немецкая пехотная рота при поддержке саперов захватила железнодорожный мост через реку Буг и два моста, соединяющие Западный и Южный острова с Цитаделью. В Цитадели немцы смогли закрепиться лишь на отдельных участках. Сильное сопротивление они встретили на Волынском и на Кобринском укреплении, где дело доходило до штыковых атак. При этом в центре Цитадели, Свято-Михайловском соборе – бывшей крепостной церкви – оказались в окружении остатки прорвавшейся в Цитадель немецкой роты, которая потеряв две трети личного состава, отступила обратно к церкви и заняла круговую оборону. Ночью на 23 июня, оставшимся защитникам крепости удалось объединиться в две боевых группы: 455-го стрелкового полка, возглавляемую лейтенантом А.А. Виноградовым и капитаном И.Н. Зубачёвым, и группу так называемого «Дома офицеров» (этим подразделением руководили полковой комиссар Е.М. Фомин, старший лейтенант Щербаков и рядовой Шугуров). Встретившись в подвале «Дома офицеров», защитники Цитадели попытались скоординировать свои действия: был подготовлен датированный 24 июня проект приказа №1, в котором предлагалось создать сводную боевую группу и штаб во главе с капитаном И.Н. Зубачёвым и его заместителем полковым комиссаром Е.М. Фоминым, подсчитать оставшийся личный состав. Связные образованного штаба немедленно отправились по участкам обороны – все живые, все, кто мог держать оружие и сражаться, должны были войти в единую цепочку сопротивления. Но, как показало ближайшее будущее, эффективно наладить боевое взаимодействие было уже крайне трудно. Только в 1951 году при разборе завалов казармы у Брестских ворот был найден приказ №1. До этого считалось, что защита крепости была неорганизованной. К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, за исключением участка «Дома офицеров» возле Брестских (Трёх Арочных) ворот Цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу реки Мухавца и расположенного на Кобринском укреплении так называемого «Восточного форта», которым командовал майор П.М. Гаврилов.
29 дней малочисленный гарнизон крепости оказывал стойкое сопротивление немецко-фашистским захватчикам. Потери защитников крепости были большие (попали в плен 7000 чел.), но и немцы потеряли 1120 чел. убитыми — это огромная цифра на общем фоне потерь на Восточном фронте на этот период. Такого героического отпора гитлеровская армия на Западе до этого еще нигде не встречала. Главное же заключается в том, что немцы потеряли темп, на месяц немецкая дивизия в полном составе была прикована к крепости.
Оборона Брестской крепости стала одним из самых трагичных событий истории XX века, а бастион стал символом мужества солдат, героические поступки которых подтверждает надпись, обнаруженная на стене одного из казематов, оставленная неизвестным солдатом Красной Армии: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина»
Главным монументом (композиционным центром) мемориала является монумент «Мужество» Это скульптура изображающая голову советского солдата, на обратной стороне которого размещены рельефные , представляющие отдельные эпизоды борьбы защитников крепости Рельефные изображения монумента Обобщённый образ воина высотой 33,5 м Памятник защитникам Брестской крепости Примечательной частью мемориала является скульптурная композиция «Жажда», представляющую собой фигуру бойца, ползущего к реке с каской в руке Монумент «Жажда» Памятник символизирует самый трагический эпизод обороны крепости-героя - мучительную жажду, которую испытывали её защитники из-за блокировки немцами доступа к реке( .
Источники:
•Казимагомедов Арсен Масумович , Исторический факультет ФГБУ ВПО Дагестанский государственный университет, Махачкала, РФ.
•БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ. КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ Карпова Е.П. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» Улан-Удэ, Россия
•Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах. 2004 г.