Пару дней назад я всерьёз взялась за историю, которая зудела во мне очень долго. Перешерстила свои заметки в четырёх записных книжках, построила остов из основных событий, стряхнула пыль с марионеток и приготовилась творить. «Часть первая. Глава первая…» Рука зависла над клавиатурой старого ASUSa.
А с чего именно начать?
На данный вопрос хотят знать ответ все начинающие и далеко не начинающие авторы. Я переписывала свою первую главу около 12ти раз и, кажется, ещё столько же раз перепишу снова.
Первая глава самая важная и, поэтому, самая сложная.
Именно здесь читатель решает, оставаться ему с вами или закрыть книгу навсегда. Существует ли универсальный рецепт первой главы?
Если перечитать сотни и тысячи первых страниц, можно убедиться в том, что на глаза нам сразу попадается главный или второстепенный персонаж. Кто-нибудь, за кем мы пускаемся в погоню всё дальше и дальше – вглубь истории. Также как и всем известная Алиса – увязалась за кроликом и влипла.
Стоит подумать: кому из своих героев доверить роль швейцара?
На первых страницах мы, как читатели, знакомимся не только с действующим (-и) лицом (-ами), но и с местом действия – сценой, на которой что-то происходит и ещё произойдёт. Декорации могут меняться в зависимости от передвижений героев. Очень сложно сохранять плавность перехода и не скакать от одной сцены к другой.
Резкие переходы бывают уместны, но ИНОГДА – очень редко иногда.
В самом начале истории мы часто становимся свидетелями конфликта. Внешнего – между персонажами или персонажем и обстоятельствами. Или. Внутреннего – противоречия мыслей и чувств. Весь вопрос в том, а заинтересуется ли им читатель. Чтобы это произошло в условиях минимального сопереживания герою (-ям), необходимо поселить в голове читающего чёткий вопрос.
Например:
1. Чем закончится этот конфликт?
2. Кто из сторон сделает первый шаг к примирению?
3. Почему N.N. с таким отвращением относится к M.M.?
4. Что скрывает C.C.?
И т.д.
Вопрос «А что здесь происходит?» категорически не подходит.
Обидно слышать его от нулевого читателя, но это главный маркёр того, что первая глава требует основательного ремонта.
Смотрю на тополя за окном и вспоминаю книги, которые отвергла сама. Их первые главы совершили одни и те же ошибки:
1. Безликий и безымянный
Персонаж вроде бы есть, а вроде бы и нет. Очень важно правильно представить действующих лиц. Именно они удерживают читателей в вашей истории.
Ради живых и интересных личностей можно и многостраничное описание дуба перетерпеть.
2. Перегруженное предисловие
У каждого человека есть прошлое, и у наших героев тоже. Оно безусловно сформировало их характер, возможно повлияло на их внешность, но иногда не требуется в повествовании целиком. На личном опыте убедилась, что в нужном месте и в нужное время предыстория работает, но при других обстоятельствах может играть против истории и своего создателя. Ещё один главный критерий – значимость.
Если событие из прошлого никак не влияет на настоящее – DELETE.
3. Сны
Как правило, сны персонажей – самое неудачное начало, особенно – длинное описание их путанности и неуправляемости. Удачный сон всегда можно припасти для более подходящего случая, и начать историю с состояния бодрствования.
Рецепт, выписанный Врачом Для Чахоточных Историй:
*Misce:
1. Конфликт
2. Персонаж
3. Место действия
4. Настроение
**Ut fiat Запоминающаяся история
*Смешай (лат.), **Пусть получится (лат.)