Добрый день, дорогие друзья! В день памяти славных первоверховных апостолов Петра и Павла хочу написать о том, как опасно искажено в понимании современных христиан послание апостола Павла к Римлянам. Конечно, разбирать будем не все послание, а фрагмент:
"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа" (Рим.2:9-16).
С XIX в., насколько я понимаю, через протестантов, и в наше светское общество проникла идея о том, что добрые иноверцы (язычники, мусульмане) могут спастись, если творят добрые дела.
Иными словами разве виноват какой-нибудь австралийский или якутский абориген, что он не знал Православия? Неужели, Он погибнет только потому, что не был крещен в Православии? Не может же Бог быть таким жестоким? Нет! Вот и апостол Павел говорит, что если язычники делают добро по закону совести, то спасутся. Спасутся?
Сначала давайте разбираться, о каких язычниках идет речь? Ведь уже две тысячи лет прошло с момента Рождества Христова, Его проповеди, крестной смерти и Воскресения.
Очевидно, что апостол Павел, писавший послание к Римлянам на заре христианства, мог говорить только о язычниках, живших до Рождества Христова:"О каком иудее здесь говорит апостол и о каких эллинах беседует? О живших до пришествия Христова. А под эллинами апостол разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек и бывшие с ним, Иов, ниневитяне, Корнилий". (свт. Иоанн Златоуст, толкование на послание к Римлянам)
Само послание апостола Павла к Римлянам полемично. Во второй главе он смиряет христиан, обратившихся из иудеев, чтобы они не превозносились над теми, кто обратился из язычников. (Напомню, что первое поколение христиан из евреев посещали ветхозаветный Храм и продолжали исполнять предписания Моисея). Поэтому часто надмевались тем, что они из богоизбранного народа, не то что некоторые....
Так вот, апостол подкрепляет свои слова тем, что приводит в пример ветхозаветных верующих, не евреев, которые не знали и не соблюдали закона Моисеева, однако же, были угодны Богу. Достаточно вспомнить историю, чтобы понять, что закон Моисеев относительно молодой, около 1500 г. до Р. Х. Но ведь Библия повествует нам о праведниках и грешниках с момента сотворения человека. Скажем, Ной и Енох тоже не соблюдали писаный Закон, но этот Закон был написан у них в сердце. Кроме того, мы знаем, что некоторые язычники каялись после проповеди еврейских пророков. К моменту Рождества Христова идея о Мессии-Спасителе была распространена по всей Римской империи, и немало язычников стали прозелитами, то есть уверовали в Единого Бога, Которого проповедовали иудеи.
Апостольская проповедь охватила значительную часть мира. В последующие века христианство было проповедано по всему миру. То есть возможность уверовать во Христа была дана миллионам. Но вопрос не в охвате проповедью бо*льшей части земли. А в другом.
Собственно говоря, вопросов два:
- Верим ли мы во всемогущие Божие? В то, что Он:" хочет всем спастись и в разум истины прийти";
- Хотят ли спастись те самые "добрые" язычники и пр.?
1. Так вот. Если мы веруем во всемогущие Божие, уповаем на Его святую волю, то должны понимать, что Он спасет всех, кто хочет спастись, хоть в 5-ом, хоть в 21-м веке, что в Латинской Америке, что в пустыни Гоби, что в Москве, а значит пошлет проповедников Евангелия в те уголки, где их готовы услышать.
2. Хотят ли спастись "добрые" люди? Не факт. Спасение в евангельском смысле означает соединение со Христом, которое невозможно без веры в Него: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет "(Мк.16:16). Сам Христос сказал эти слова, которые действуют до Второго Его пришествия.
Церковь всегда понимала эти слова недвусмысленно: спасение без веры во Христа невозможно! А ведь очень часто "добрые" люди хотят быть добрыми: "только вашего Бога мне не надо".
Вот что пишет о спасении святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов), письмо 203:
"Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, – что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец – не зная Христа – единственное средство нашего спасения! <...>
Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т. е. вступят в общение с Богом! Напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, по кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства."
Признаться, и я так думала долгое время. Потом, когда я узнала истинный смысл слов апостола о спасении неправославных, я думала, что мое понимание было достаточно современным. Но нет, оказалось, что уже в середине XIX в. высший слой общества был поражен идеей о спасении "добрых язычников".
В самом деле как мы можем в этих словах видеть в соблюдающих Закон - христиан а тех кто не знает Закона - современных язычников? Ведь никогда Церковь не называла христиан исполнителями Закона. Под словом Закон всегда однозначно понимался Закон Моисеев а не христианские заповеди блаженства!
Итак, когда апостол Павел пишет: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах", - он имеет ввиду ветхозаветных праведников из неевреев, а не "добрых" идолопоклонников.
Можете убедиться в этом, читая далее послание к Римлянам, где апостол Павел приводит великий пример веры - Авраама. Он ведь тоже был язычник, но: "Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим.4:3). Поверил, то есть посвятил всю свою жизнь и жизнь всей своей огромной семьи Богу.
Апостол Павел конечно был чужд европейского гуманизма, в свете которого Бог воспринимался как демиург который сотворил мир и как бы отошел от него. И который поэтому видимо не знает о хороших людях, не знающих Христа. Но Святая Церковь всегда ясно и недвусмысленно проповедовала что спасение возможно только при условии личной веры во Христа Спасителя. Видимо, идея о возможности "спасения" как посмертной участи не в аду, а в каком-то хорошем месте родилась в Европе в эпоху Возрождения и далее как гниль проникла в христианство.
Закончить хочу словами апостола Павла они исчерпывающе говорят о всем
"Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим.3:21-26).