М.В. Сипатова, редактор журналистского агентства SS20
Секретарю часто приходится работать под началом босса, чьи действия могут выходить за рамки общепринятых норм и морали. Руководитель может хамить, отчитывать своего помощника как малого ребенка, менять настроение сто раз на дню, впадать в депрессию. Как вести себя с ним? Ваши коллеги – офис-менеджеры, личные помощники и секретари – рассказали о том, как им работается бок о бок с неадекватными руководителями.
Александра Белоусова, офис-менеджер компания ООО «Вектор-Азия» (Новосибирск)
Бывают действительно сложные руководители, в моем случае руководительницы.
Торговой компанией управляли три женщины. Каждая руководительница отвечала за свою сферу деятельности – управление, бухгалтерия и склад. Директрисы сидели втроем в одном кабинете. Между собой у них не было нормальной коммуникации, что приводило к полнейшему хаосу в работе. Задачи, которые поступали подчиненным, могли противоречить друг другу или вообще не иметь практического смысла. Плюс ко всему настроение у наших дам менялось множество раз за день.
В отношениях с подчиненными они вели себя крайне эмоционально (из-за семейных проблем). Их резкость, обидные слова, несправедливые решения могли вводить сотрудников в состояние ступора. Причиной моего ухода послужило одномоментное решение перевести меня из центра города в отдаленный район.
Одна из руководительниц приняла такое решение за день и в принудительной форме донесла его нескольким сотрудникам. Разумеется, это не причина для увольнения – скорее крайняя точка кипения, и не только моя.
У нас был сплоченный коллектив, мы до сих пор поддерживаем отношения. Когда ушла вся команда, в которой я работала, начались проблемы сперва с наймом сотрудников, потом с текучкой – терпения новичков хватало на месяц, и они уходили. К тому же второй директор могла совершенно спокойно высказывать свои эмоции нецензурной лексикой. Это не всегда было к месту и не всем коллегам приходилось по душе. Кто-то и вовсе попадал под горячую руку.
Все эти «преимущества» в работе с женщинами-руководителями не давали осознать тяжелых условий труда. В офисе было настолько холодно, что зуб на зуб не попадал и волосы шевелились от сквозняка. Но форменная одежда состояла из легкой блузки и юбки. Директор сильно ругалась, когда во время обхода видела нас в кардиганах. Мы неоднократно простывали, и некоторые из моих коллег заработали серьезные заболевания.
Выводы, которые я сделала:
1. В работе с женщиной-руководителем крайне важно следить за внешним видом – начиная от чистой, отглаженной формы, ухоженных ногтей и заканчивая хорошим макияжем и правильно выбранными украшениями.
2. Разговоры с начальницей должны проходить без лишней иронии, но с большим количеством комплиментов. Воспевайте, какой она профессионал и стильная, красивая, самодостаточная женщина.
3. О каждом своем шаге, о каждом принятом решении нужно советоваться обязательно с бизнес-леди! Она должна быть всегда в курсе всего происходящего в ее организации.
4. Важно принятие и осознание того, что женщинам-руководителям всегда приходится переключаться с одной социальной роли на другую: утром она – жена и мать, днем – директор, вечером – снова домашняя хозяйка. Возникают минусы: если у начальницы не все благополучно в личной жизни, это может негативно влиять на ее отношения с подчиненными. В отличие от мужчины, женщина не сможет отвлечься на работе от собственных проблем и будет постоянно находиться в нервном возбуждении. Не нужно пропускать все через себя и переживать по каждому поводу.
К моему счастью, не все женщины-руководители такие. Сейчас я работаю в компании с директором, от которой получила огромный багаж знаний и опыта.
Комментарий психолога[1]
Отличный совет – не пропускать все через себя, потому что если начальник не умеет оставлять быт дома, а работу – в офисе, это совершенно точно не ваша проблема. Вы не обязаны переживать из-за того, что кто-то не с той ноги встал или поругался со спутником жизни. Профессионализм заключается еще и в том, чтобы видеть разницу между переходом на личности и должностными обязанностями. Настоящий профи никогда не позволит переступить себе эту грань.
Что касается трех описанных директрис, они прекрасная иллюстрация того, что некоторые женщины реально хотели бы держать все под контролем и честно пытаются – от мужей до подчиненных. При этом забывают, что любые человеческие отношения –это диалог и компромисс, а не диктатура и жестокое подавление инакомыслия. И бизнес в виде компании не непутевый супруг, за счет которого можно самоутверждаться либо срывать на нем плохое настроение. Неумение работать в команде тоже не признак сильного характера или большого ума. И психологическая гибкость –это не «я так хочу», а способность устроить все так, как будет лучше для всех, включая себя.
Сотрудникам таких начальников не стоит подлизываться и вникать в их положение. У вас своих проблем хватает, чтобы взваливать на себя чужие. Учитесь соблюдать и отстаивать личные границы и не давайте себе превращаться в маленькую девочку при суровой маме, которой невозможно угодить. Работа – это все-таки не семья. И не бойтесь увольняться. Вы достойны лучшего обращения.
Анна Семенова, помощник директор компании «Браво» (Самара)
Ранее я работала помощником директора в частной медклинике. Руководитель, он же глава бизнеса, в подробностях рассказывал всем своим сотрудницам про перипетии личной жизни. Он назначал свидания, мог приставать и делать скабрезные комплименты на рабочем месте. Если у него начиналась очередная интрижка, он тут же принимался жаловаться на жадность дамы. Он рассказывал мне, что она носит босоножки за пять тысяч рублей, что в кафе просит десерт к кофе – какая неслыханная наглость! Сам же покупал пельмени и ел их перед свиданием, чтобы не заказывать ничего в кафе.
Я знала, что мой директор профессионал, но при этом понимала, что он неадекватно жаден и непорядочен. Крайне негативно отзывался вообще о любых женщинах – и о своих двух женах, и о нас. Шеф говорил, что они все глупые.
В итоге он стал меня дико раздражать, я потеряла к нему уважение. и сменила место работы! Другого выхода не было. Как я его видела – меня аж в дрожь бросало.
Комментарий психолога
Хороший пример оправдания человека, который откровенно ни во что не ставит противоположный пол, его профессионализмом. Словно одна черта искупает другую. Ничего подобного. Это наглядный пример того, что многие предпочитают терпеть, а тут явно терпела целая организация, точнее, женская ее половина, вместо того, чтобы поставить зарвавшегося человека на место. А он, не встречая никакого отпора, продолжал в том же духе, потому что, как известно, молчание –знак согласия.
Не стоит бояться высказывать свои возражения вслух. Что самое худшее, что может случиться? Вас уволят? Может, и нет. Некоторым нравится получать отпор – они начинают уважать того, кто смог сказать «нет», а это многое меняет и в личной самооценке, и в жизни.
Ольга Плужникова, секретарь компании «Волга» (Нижний Новгород)
Работаю в компании уже год. Зарплата хорошая, но шеф, если его что-то не устраивает, начинает истерить как женщина – аж визжит! Три месяца назад он продал машину, и теперь с работы его забирает супруга. У нас в компании график с 09:00 до 18:00, а у его жены с 10:00 до 19:00. Он заставляет сидеть вместе с ним.
Как-то в пятницу уехала домой в 18 часов. Так он стал звонить мне и истерично кричать, что я прогуливаю работу и что появилось срочное-пресрочное задание. Что делать? Обратно в офис я не поехала. Теперь он меня игнорирует!
Комментарий психолога
Это не начальник, а маленький мальчик, перепутавший офис с детским садом, а сотрудников –с армией нянек, которые обязаны его развлекать, пока за ним мама, т.е. жена, не приедет. Крики и наказание игнорированием – откровенно детское поведение. На это даже матери нечасто ведутся, потому что знают: раз уступишь – конца и края воплям не будет. Ребенок поймет, что нашел отличный рычаг безотказного воздействия на взрослых.
Та же история с начальником. Но то, что он вырос только внешне, а не внутренне и слетает с катушек от всего, что не может контролировать, в детской манере, проблемой, которую должны решать подчиненные, не является.
Алла Логинова, помощник директора в компании «Офисный рай» (Чебоксары)
Мой бывший руководитель был самодуром. За день его поведение могло поменяться три-четыре раза. Он мог прийти в благодушном расположении духа, в обед же накричать на меня, даже обозвать курицей или овцой, а утром извиниться и принести коробку конфет. Когда шеф ругался с женой – это был конец света. Он то становился угрюмым и неразговорчивым, переносил и отменял встречи (а мне приходилось отвечать перед его клиентами и партнерами), то закрывался в кабинете и даже плакал, то кричал как сумасшедший. Но я терпела, потому что получала хорошую зарплату. И еще босс всегда извинялся, когда отходил.
Комментарий психолога
Держать свои эмоции под контролем малыши учатся еще в детском саду. В крайнем случае – в начальной школе, где им уже объясняют, что такое трудовой день и как вести себя в коллективе в течение рабочего времени. Другой вопрос, что у женщин существует какая-то странная уверенность, что они обязаны терпеть такое отношение и выступать в роли заботливой мамочки, которая будет разгребать то, что наворотил невоспитанный ребенок. Ничего подобного. У каждого ребенка, даже великовозрастного, есть своя мама, пусть она им и занимается вместо вас.
Светлана Крюкова, секретарь в компании «Деловые переговоры» (Дзержинск)
Мой босс примерно раз в неделю вбегает ко мне в комнату с бешеными глазами и истошным голосом кричит: «Это срочно! Это важно!» Ему то нужно срочно помочь с документами, то расписать график рабочего дня на пять – семь недель вперед. И мне часто приходится задерживаться в офисе на час-два. Но я не увольняюсь. Каждый месяц он выплачивает мне премию – 30 % от зарплаты! Правда, за год я уже четыре раза таким образом потеряла билеты в театры и кино, а мой молодой человек уже в курсе, что его девушка в последний момент может отменить или перенести встречу. Пока он это терпит.
Комментарий психолога
Интересная дилемма – стоит ли прибавка к зарплате того, что работа так сказывается на личной жизни? Тут каждый сам за себя решает. Но со стороны руководства это достаточно непорядочно – так вольно распоряжаться временем сотрудника, только потому, что он самостоятельно не в состоянии совладать с кризисной для него ситуацией. Одно хорошо – начальник хотя бы понимает, что за сверхурочную работу тоже нужно платить.
Танзиля Гарипова, основатель Академии Бизнес Ассистентов
Неадекватные руководители есть на разных уровнях и в разных странах. С чем сталкивалась я лично? Руководители:
- меняют условия оплаты труда – после трудоустройства работника они понижают зарплату в два раза;
- издеваются над секретарями – хамят или унижают;
- заставляют задерживаться допоздна;
- ставят в нерешаемое положение и делают виноватым помощника (руководитель потерял паспорт – он просит помощника сделать документ за два часа, иначе расходы на поездку, которая была запланирована, повесит на него);
- не отпускают на обед;
- заставляют заниматься криминальной деятельностью;
- принуждают воровать у конкурентов.
Комментарий психолога
Неадекваты есть везде. Это не зависит ни от пола, ни от национальности, ни от страны проживания. Люди на руководящих позициях вообще склонны злоупотреблять своей властью, что хорошо показал печально знаменитый Станфордский тюремный эксперимент. К этому не нужно относиться как к нормальному явлению и позволять так собой помыкать.
Станфордский тюремный экперимент
Этот опыт провел американский психолог Филипп Зимбардо со студентами-добровольцами в 1971 году. Ученый пытался исследовать психологическую реакцию человека в условиях навязанной ему социальной роли. Участники эксперимента были разделены на две группы: заключенные и охранники. Они жили в фиктивной тюрьме, устроенной в подвале Станфордского университета. Испытуемые быстро вжились в свои роли, и вскоре, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации (например, бунт, который устроили узники). Эксперимент, рассчитанный на две недели, вышел из-под контроля и был завершен досрочно (на шестой день).
Алена Моргунова, помощник директора компании «Базис» (Самара)
Я не переношу, когда на меня кричат, причем нецензурными словами. Мой же шеф очень часто срывался – ругался, хлопал дверью, а после мне надо было находить к нему подход: ластиться и чуть ли не прощения просить. Я даже к психологу ходила, который уверял, что дело-то не во мне. Продержалась год, и включилась психосоматика – например, стала болеть и кружиться голова. Дошло до того, что, как только шеф начинал кричать, у меня подступала к горлу тошнота, шел рвотный рефлекс. Психолог сказала мне, что это моя реакция на ментальное г…, которым кормил меня начальник. Я решила не портить свое здоровье и через год тщетных усилий справиться с проблемой уволилась, о чем ни разу не пожалела.
Комментарий психолога
Солидарен с коллегой, только уволиться надо было раньше.
Игорь Сухонин, помощник директора компании «Мебельный рай» (Дзержинск)
Мой бывший шеф страдал биполярным расстройством личности. Недели две-три в месяц он был активный и оптимистичный, а еще недели две – агрессивный, злой или потухший, депрессивный. Я жил как на вулкане: было абсолютно невозможно предугадать поведение и настрой человека. То он хвалит вас и дарит подарочки, то поносит последними словами. Я пытался подстраиваться под него, предвидеть его реакцию и действия, но это было нереально.
Комментарий психолога
С биполярным аффективным расстройством любого типа вполне можно жить так, чтобы не доставлять неудобств окружающим. Важно принимать выписанные психиатром лекарства и периодически проходить терапию. К сожалению, далеко не все люди, страдающие таким расстройством, доходят до мысли, что с ними что-то не так и это нужно лечить. Им часто кажется, что они как в порядке, а вот окружающий мир сошел с ума. Подстраиваться смысла нет, потому что неконтролируемое биполярное расстройство – это как маятник, который постоянно в движении и никогда не остановится.
Биполярное расстройство
Биполярное расстройство (БАР), или маниакально–депрессивный психоз, – психическое заболевание, при котором чередуются маникальные и депрессивные состояния. В фазе мании человека энергичен, бодр, жизнерадостен. В период депрессии у него появляются суициадальные мысли, ненависть к себе, негативный взгляд на жизнь. Выделяют БАР I и II типа. Биполярное расстройство диагностируется только клинически и обязательно врачом-психиатром.
Сергей Матросов, помощник директора компании «Урбанист» (Чебоксары)
Моя начальница часто кричала на меня, выходила из себя, а я всегда молчал в ответ. Она покричит-покричит – и успокоится. Правда, приходя домой, я иногда пил успокоительное. Потом выработался иммунитет – и теперь я уже спокойно переношу ее еженедельные срывы.
Комментарий психолога
Хороший вопрос: а откуда такое убеждение, что срывы начальства нужно стоически переносить любой ценой? Даже в ущерб себе? Терпеть ее срывы никто на работе не обязан. Можно перестать быть ребенком, который боится слово поперек матери сказать, потому что маленький и от нее зависит, и вежливо попросить руководство держать себя в руках. Так должен сделать любой взрослый человек, уважающий себя и понимающий, что никто не имеет права с ним обращаться подобным образом, а еще не боящийся, что не справится с последствиями своего поступка.
____________________________________________________
[1]Ситуации, описанные в статье, комментирует Дж. Кэтсмайерс – психолог, кризисный переговорщик.