12.07.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор
С 9 по 11 июля в Вашингтоне состоялся 37-й саммит стран-членов НАТО (North Atlantic Treaty Organization, NATO). Как правило саммиты альянса представляют собой встречи на высшем уровне стран-членов и представлены главами государств и правительств. Поэтому по традиции в американскую столицу съехались лидеры 32 стран альянса и небольшой части сторонних партнеров в лице представителей Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Украины и Австралии. При этом, как сообщила австралийская газета The Sydney Morning, традиционный участник встреч на высшем уровне премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе отклонил предложение принять участие в саммите НАТО «по причине его сосредоточения на внутриполитической повестке», поэтому вместо него, в Вашингтон полетел министр обороны Ричард Марлз, хотя, что это по большому счету меняет?
Конечно, предполагалось, что австралийский премьер должен был обсудить сотрудничество с визави из Японии, Южной Кореи и Новой Зеландии в качестве членов, так называемой Индо-Тихоокеанской четверки, но что-то не срослось.
Накануне саммита в американской прессе сообщалось, что приглашения на саммит кроме вышеупомянутых «заядлых партнеров» были направлены главам Азербайджана, Армении, Грузии, Израиля, а также некоторых арабских стран и государств Индо-Тихоокеанского региона.[1]
По информации, размещенной на сайте Североатлантического совета, основное направление саммита изначально было озаглавлено: «Украина и трансатлантическая безопасность», а обсуждения должны были пройти в рамках двух отдельных «панелей дискуссий». Их темы уже изначально звучали агрессивно.
Первая панель была обозначена как «Стратегические угрозы США, НАТО и Западу: российский ревизионизм и вызов со стороны авторитаризма», вторая – «Отношения НАТО и Украины: членство как путь к долгосрочной стабильности в Европе». Однако итоговая декларация, принятая до окончания саммита уже на второй его день, была озаглавлена еще более жестко: «Путь конфронтации и материальной подготовки войны». То есть фактически, как отметил посол России в США Анатолий Антонов, комментируя итоги саммита, «Вашингтонский саммит показал, что натовцы бесповоротно встали на путь конфронтации и материальной подготовки войны. США и их сателлиты мобилизуют максимум ресурсов для сохранения своей терпящей крах гегемонии. Саммит в очередной раз продемонстрировал тайный ход альянса и скрытые решения, в результате чего мир становится ближе к последней катастрофе».
Итоги саммита в Вашингтоне сюрпризов не принесли, как и ожидалось, значительная часть его была посвящена военной и финансовой помощи Украине в войне против России. Помимо этого союзники по альянсу определились с тем, что считать ключевыми вызовами миропорядку. В итоговой декларации Россию назвали «наиболее значительной и прямой угрозой безопасности блока», а Китай — «ключевым фактором, способствующим войне против Украины» и, как заявил Столтенберг, создающим самые большие угрозы союзникам НАТО в Европе. При этом в там заверили, что готовы «поддерживать каналы связи с Москвой» и «конструктивно взаимодействовать с Пекином». Но, к сожалению, все это выглядит как явная «дымовая» дипломатическая завеса истинных намерений.
В итоговой декларации не отказали себе в подтверждении успешности саммита, заявив, что НАТО «создана для сохранения мира, остается самым сильным альянсом в истории», а также сохраняет «единство и солидарность перед лицом жестокой агрессивной войны в Европе». Забыв про Югославию, Ирак и другие «победы», в ней также старательно подчеркивается, что НАТО преследует «исключительно оборонительные цели».
При этом премьер Венгрии Виктор Орбан, недавно побывавший в Киеве, Москве и Пекине, во время саммита решил публично высказаться, добавив сомнений во всеобщее «единство» мнений и намерений. Венгерский лидер заключил, что НАТО «все больше и больше ведет себя как военная организация», а один из признаков этого — растущая роль в российско-украинском конфликте. По его мнению, «такое поведение опасно и безответственно», а альянс создавался для защиты состоящих в нем стран-участниц, тогда как его нынешний курс не соответствует первоначальным целям. Но альтернативная позиция Будапешта в итоговой декларации никакими сносками и примечаниями обозначена не была.[2]
Ожидаемо не забыли про 75-ю годовщину образования альянса. Тогда в качестве главной задачи Договора члены альянса 75 лет назад обозначили «защиту своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона в опасных условиях, когда тень СССР сгустилась над Европой». Как отметил бывший генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен: «Альянс изначально был направлен, прежде всего на противостояние с СССР, а позднее и России в целях защиты Европы от нападения со стороны русских». Куда уж красноречивее и доходчивее, и «цели защиты от русских» - лишь очередной камуфляж, главное здесь – «противостояние». В этот тезис, безусловно, укладывается и все волны расширения и продвижения НАТО на восток и неуемное желание США и их европейских партнеров раздробить и растащить Советский Союз, а позднее как можно ближе придвинуть свои войска к современным границам России.
Одной из особенностей американского саммита, по мнению The Wall Street Journal, является то, что он проходил на фоне растущей популярности правых партий в Европе, ставящих на первое место национальные интересы своих стран. Эти новости из Европы заставили организаторов спешно переформатировать повестку саммита, внося в него существенные коррективы. Как пишет WSJ в итоговой декларации саммита отмечено, что в НАТО обеспокоены будущим поддержки Украины, а основной причиной тревоги является резкое усиление правых. Альянс боится, что «радикальные и антисистемные политики» (!!!) захотят сократить поддержку Киева. Чтобы не допустить этого, НАТО в ускоренном режиме создает параллельные механизмы финансирования для продолжения конфликта. Тем более, там многих пугает перспектива возвращения в Белый дом экс-президента США Дональда Трампа, который неоднократно заявлял, что он покончит с войной на Украине, якобы прекратив поставки вооружений и договорившись с Владимиром Путиным.
Поэтому важной деталью саммита в Вашингтоне явилось еще и то, что его участники объявили о создании штаб-квартиры организации в немецком Висбадене для координации поставок техники ВСУ и назначении ответственного за долгосрочную помощь Украине, который будет работать в Киеве.
Как и предполагалось, представители стран-членов НАТО в итоговой декларации прямо записали, что «будущее Украины - в НАТО», а альянс будет продолжать поддерживать ее на этом пути, который члены альянса назвали «необратимым». Но сроки ее принятия не определили, что привело начальника киевского режима к очередной фазе недовольства. Нелегитимный лидер Незалежной разразился гневной тирадой, несмотря на то, что еще до начала саммита, по сообщению газеты The Washington Post со ссылкой на высокопоставленного чиновника НАТО, администрация Белого дома просила его воздержаться от выражения своего недовольства публично, как это было в прошлом году в Вильнюсе. Но Зеленский не внял рекомендациям.
В итоговой Декларации отмечено, что «приглашение будет направлено Украине тогда, когда союзники достигнут согласия и будут выполнены все условия». А чтобы в Киеве не очень огорчались такой формулировке, НАТО объявили о создании миссии для оказания помощи Украины в области безопасности для координации поставок военной техники и подготовки личного состава, а также достигнута договоренность о выделении 40 млрд. евро военной помощи киевскому режиму в 2025 году. Но обязательства перед Киевом на €40 млрд. военной помощи были приняты не в том виде, на которое рассчитывали в Киеве. Изначально на саммите должны были согласовать стратегию «многолетнего финансирования военных нужд Украины», однако в итоге согласовали помощь лишь на 2025 год и договорились, что в дальнейшем решение будет подлежать дискуссии.
Напомню, что президент Украины Владимир Зеленский подал заявку на вступление страны в НАТО 30 сентября 2022 года. 30 июня в интервью The Philadelphia Inquirer он выразил мнение, что США не поддерживают предоставление Киеву приглашения в альянс сейчас, чтобы «не раздражать» российского президента Владимира Путина. Не секрет, российские власти видят в расширении военной инфраструктуры HАТО в Европе как угрозу безопасности страны. Президент России Владимир Путин неоднократно называл стремление Украины присоединиться к блоку одной из причин начала СВО в 2022 году.[3]
При этом, как отметил приехавший на саммит министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, все страны-участницы НАТО осознают, что включение Украины в альянс невозможно, пока она находится в состоянии конфликта с Россией. Как заявил 11 июля на саммите премьер Словакии Роберт Фицо, его партия никогда не поддержит вступление Украины в НАТО из-за опасений в связи с возможностью начала Третьей мировой войны.
При этом ключевой особенностью саммита, на мой взгляд, явилось то, что поднятые там темы были обращены непосредственно к России и российскому президенту. Это, в частности, подтверждают аналитики американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR), которые отметили по итогам саммита, что все обсужденные темы, так или иначе касающиеся Украины, расширения альянса и даже американские внутриполитические проблемы в конечном итоге были направлены конкретно Москве. Но, как не раз уже было говорено, подобного рода сигналы бесполезны. Как отметил российский президент любые сигналы из-за рубежа, а особенно в качестве нравоучений российскому руководству, с одной стороны, безответственны, с другой, просто бессмысленны.
Краткий итог этому событию подвел заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, заявив: «Вызывает сожаление, что альянс не имеет никакой повестки дня, кроме проблематики, завязанной на его собственном доминировании, а лидеры НАТО лишены способности смотреть в будущее».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs