«В Церкви нет просто работы, всё – служение»

Окончив Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П. И. Чайковского, Илья Александрович Красовицкий сегодня является старшим преподавателем кафедры Церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин Сретенской духовной академии. Конечно, такая метаморфоза произошла не в один момент. Была еще учеба в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, преподавание в нем, и только потом Господь Своими путями привел Илью Александровича в СДА.

Окончив Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П. И.

– Илья Александрович, помните ли тот день, когда было принято решение преподавать в Сретенской духовной академии, тогда еще семинарии?

– Да, я очень хорошо помню это время. Наш большой друг отец Михаил Желтов предложил преподавать мне и моей жене Марии Сергеевне Красовицкой – преподавателю литургики и автору известного учебника «Литургика», по которому и сейчас многие учатся. Мы преподавали в ПСТГУ до этого момента, и отец Михаил тогда нам сказал, что в Сретенской семинарии очень хорошо поставлен учебный процесс и что нас приглашают преподавать. Это было в 2013 году. Поначалу мы вели наш предмет только на первом курсе, который располагается в скиту Сретенского монастыря в Рязанской области. Нам предложили ездить туда. Мария Сергеевна ездила туда в течение полутора лет и сказала, что продолжать не в силах, а я езжу до сих пор.

Нам очень нравилось ездить в скит, утомительной была только дорога. Первый год работы мы преподавали только на первом курсе и ездили туда раз в две недели. Нас там встретил очень гостеприимный человек, духовник первого курса отец Никодим (Бекенев). Он очень общительный, дружелюбный, с ним необыкновенно приятно общаться. Он оказался для нас «визитной карточкой» Сретенского монастыря. У нас остались самые приятные воспоминания от знакомства и общения с ним. Так началась наша деятельность.

Через год мне предложили преподавать на втором курсе, уже на территории Сретенского монастыря. После пандемии иеромонах Ириней (Пиковский) предложил еще на четвертом курсе провести семинары по таинствам, хотя я на тот момент был не очень готов, но он сказал, что так надо. Так что сейчас я преподаю на первом, втором и четвертом курсах. И также продолжаю преподавать в ПСТГУ.

– У Вас есть опыт работы в разных учебных заведениях. В чем преимущество работы в Сретенке именно для Вас?

– Сретенские студенты очень сильно мотивированы, практически 95 процентов. Сложно найти среди них человека, который не хотел бы учиться и с жадностью не впитывал бы знания. Они ловят каждое слово и буквально выжимают из преподавателя информацию. В ПСТГУ такого нет, к сожалению, по крайней мере на моем предмете, про остальных сказать не могу. Может быть, они проявляют усердие в других областях знаний.

Сретенские студенты очень сильно мотивированы, практически 95 процентов. Сложно найти среди них человека, который не хотел бы учиться и с жадностью не впитывал бы знания

– Студенты первого, второго и четвертого курсов отличаются между собой по степени желания что-то узнавать? Может быть, энтузиазм Вы больше замечаете на первом курсе, а к четвертому они выдыхаются? Или вне зависимости от того, сколько им лет, они горят желанием узнавать и потом служить у престола?

– Я бы не сказал, что по этому параметру они заметно отличаются. Я не видел, чтобы у них с годами жажда знаний уменьшалась.

– Если сравнить Ваш первый год преподавания и нынешний, есть ли какие-то отличия? Что меняется? Потому что приходят люди уже другого поколения, и нынешняя молодежь, может быть, отличается от той, что пришла в 2013 году.

– Да, молодые люди отличаются. Есть поколенческая разница. Сложно это сформулировать. Я сам до конца не понимаю, в чем это отличие. Они, конечно, гораздо более технологизированны. Они очень хорошо разбираются в компьютерных программах, разбираются в технике. Это вообще сейчас особенность молодого поколения. Такого не было 10 лет назад.

Окончив Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П. И.-2

– Вы видите в нынешних академистах будущих пастырей, тех, кто будет вести за собой, нести весть Христову?

– Студенты очень взрослеют по ходу нашего с ними общения, очень сильно меняются, даже внешне. Многие из них на первый курс приходят еще практически детьми. Они вроде высокие ростом и басят, но они еще дети, у многих еще школьные реакции. По ходу своего возрастания и обучения они становятся уже взрослыми мужами, поэтому разглядеть пастыря вначале невозможно. Непонятно, кто как раскроется и что вырастет из каждого человека впоследствии. Я думаю, что многие будут пастырями. При этом в них очень заметна христианская вера. Они очень верующие, церковные молодые люди. Это очень подкупает, с ними приятно общаться. Их вера очень чистая, еще детская.

Я думаю, что многие будут пастырями. Они очень верующие

– Илья Александрович, как получилось, что Вы, музыкант по образованию, регент, преподаете литургику?

– Дело в том, что жизнь человека каким-то образом выстраивается не без вмешательства Бога. Господь следит, как идет жизненный процесс у человека. На определенном этапе человеку что-то предлагается: какая-то деятельность, люди, общение, обстоятельства. В моей жизни случилась ситуация, когда мне предложили преподавать богослужение, в этом была нужда. Не в моих правилах отказываться от того, что мне предложено, только, если я чувствую, что не могу этого сделать и это мне не по силам. Чаще всего, когда мне что-то предлагается, я стараюсь согласиться, потому что это, возможно, промыслительно. Тем более само богослужение, то, как оно устроено, какой у него генезис, всегда меня очень интересовало и трогало. Я читал книги, общался с людьми, пытался это понять. Мне предложили начать преподавать, а когда я начал, то и сам лучше стал в этом разбираться и понимать. Когда объясняешь другим, тогда и сам лучше понимаешь.

– Есть ощущение, что сейчас Вы на своем месте?

– Честно говоря – да. У меня есть ощущение, что я приношу пользу и моя деятельность востребована.

– Понимают ли студенты, насколько важен Ваш предмет? Ведь литургия – это главное таинство Церкви. И если ты где-то что-то пропустил или спустя рукава сделал, то какой был смысл вообще учиться? Насколько они ответственно готовятся к занятиям, учат заданный материал?

– В любой группе есть два-три отстающих человека, которые не очень тянут, это естественно. В целом студенты очень мотивированы, как я уже сказал. Они понимают, что без этого предмета их дальнейшая деятельность невозможна. Они действительно любят богослужение и хотят о нем узнать, как можно больше, поэтому более 90 процентов студентов очень ответственно относится к заданиям и к самому процессу изучения литургики.

– А Вы строгий преподаватель?

– Я считаюсь строгим, хотя мне кажется, что с годами я становлюсь мягче.

– В чем проявляется Ваша строгость?

– На экзаменах я строго спрашиваю. Я слышал несколько раз такой миф, что мне невозможно или трудно сдать. Это не соответствует действительности, потому что большинство мне сдает с первого раза и именно на «пятерки». Так что этот миф создают люди, которые мне по какой-то причине не сдали. Но сдать экзамен мне, действительно, непросто, потому что я строго спрашиваю. Мне кажется, что обязательно должна быть требовательность. И студент должен понимать, что, если он где-то не приложит достаточно усилий, он может не сдать, и у него будут проблемы.

– Из нашего разговора я понимаю, что преподавание Вам нравится, Вы получаете от этого удовольствие, и это не просто работа.

– Конечно, это не просто работа – это служение. Вообще в Церкви нет просто работы. Мы таким образом служим Церкви и людям в ней. Я очень люблю богослужение, люблю его объяснять. Несколько раз в жизни мне посчастливилось слышать, что я хорошо его объясняю, мне было очень приятно. И я очень люблю студентов. Они очень молодые люди, современное поколение, моложе моих детей. Есть такая присказка среди преподавателей, что человек, который все время общается с детьми или с молодыми людьми, сам омолаживается через них. Это большое счастье, что мне довелось общаться с молодыми людьми.

Окончив Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П. И.-3

– Вы пришли, когда владыка Тихон был наместником монастыря, возглавлял семинарию. Сейчас, при отце Иоанне, по Вашему мнению, сохранился ли дух, есть ли преемственность?

– Отец Иоанн был проректором при отце Тихоне, когда мы пришли преподавать. Фактически учебный процесс курировал именно он. Так что с самого начала у меня сложилась ассоциация со Сретенской семинарией фактически во главе именно с отцом Иоанном. Он совершенно не новый человек в руководстве нынешней Академии. Здесь можно говорить даже не о преемственности, а о его продолжающемся руководстве. Просто тогда он был проректором, а сейчас – исполняющий обязанности ректора. Отец Иоанн – духовный сын отца Тихона, вырос под его руководством. И все принципы, которые были в семинарии тогда, сохраняются и по сей день. Это очень заметно. Жизнь студентов в монастыре, обучение студентов первого курса в скиту, опора на богослужение, в котором они постоянно участвуют. То, как организовано обучение и послушания, – всё, как было, так и осталось. Все основные параметры ничуть не изменились. Ситуация совершенно не ухудшилась, качество образования растет, поэтому преемственность очевидна.

Беседовала Наталья Рязанцева

Источник: сайт Сретенской духовной академии