Найти в Дзене
Георгий Куролесов

Урок пения с тяжелыми последствиями

Шла подготовка к празднованию Дня Победы. Урок пения. 6-й класс. Учитель – скрипач. Карп Иванович по прозвищу Сазан. Я учился у него в музыкальной школе игре на скрипке, а ещё он подрабатывал в нашей обычной школе учителем пения. На уроках пения я садился с приятелем Генкой на первую парту, мы любили петь. Надо сказать, что учитель был большой оригинал.

У него всегда в большом портфеле были с собой иностранные пластинки. Классическая музыка, но главное джаз и рок. В классе стоял проигрыватель. Привил нам любовь к хорошей музыке.

Набрался я от него многого и всякого. Характер его вспыльчивый, импульсивный. Даже очень нервный. Мы с Генкой запевалы (солисты, дуэт). Предстоит конкурс школьных хоров, обстановка «на пределе», не успеваем отрепетировать. Ко Дню Победы разучивали хорошую песню, одну из моих любимых, все время её напевал. Называется "Вот солдаты идут".

Кончиком смычка Сазан вдавливает мне нос и нам двоим громко шипит: «ТИХО, СДЕРЖАНО». Мы стоим, а остальной класс сидит. Понимаю, надо понизить тон, четко проговаривать слова и внимание к паузам, т.е. необходимо растягивание и замедление. Но вдруг мы не сговариваясь, как нарочно берём повыше и увеличиваем темп. Получается «ВЕСЕЛО, ЗАЛИВИСТО»! В ответ - удар зажатым в кулак смычком в грудь и я падаю на пол, тут же вскакиваю и пытаюсь отпрыгнуть подальше, но он достает ногой в ботинке. Вылетаю на коленях через открытую дверь в коридор.

Генка выпрыгивает из-за парты, но получает смычком по голове. Успел увидеть, как брызнули капли крови из его рассеченной раны. Я выбежал в школьный двор, и ходил под окнами класса, ожидая пока Генке зашьют рану в школьном медицинском кабинете. Пение продолжалось уже с другими солистами. Класс был на втором этаже. День теплый, окна класса открыты.

Тут в меня кто-то бросил из открытого окна калошей. Это такие блестящие резиновые штуки чёрные снаружи и красные внутри. Типа многоразовых бахил. Предназначены были для ношения в грязную погоду. Одевались на ботинки и туфли, так и ходили по улицам. При входе в школу или домой сначала калоши очищались об специально торчащую железку или решетку от комьев грязи, потом в специальном корыте отмывались руками крепко прилипшие остатки.

После этого чистые калоши требовалось снять и положить в специальную тряпочную сумку и носить с собой. А ходишь в помещениях уже в чистой обуви.

Я приметил, кто бросил в меня, и метнул калошу обратно в окно. Но в этот момент Сазан выглянул. Калоша попала ему в лицо повыше, прижатой к щеке скрипки. Конечно, он бросился за мной на улицу, с понятными намерениями.

В классе раздались радостные вопли. Одни орали: беги! Другие побежали помогать ловить меня. Никаких обид, облава - хороший спорт! Наверное, от этого шума в школе вообще прекратились все уроки.

Моя подружка Таня, успела крикнуть, чтобы я спрятался у них дома, во дворе. Я побежал в заднюю часть школьного двора, перелез через забор, потом по крышам гаражей, спрыгнул в знакомый двор частного дома. Я успел заметить, что её мама чистит в тазу большую рыбину. Спросила, откуда это я? Я ответил: с урока пения! Она усмехнулась и начала привязывать к будке, рвущуюся ко мне огромную овчарку. Пёс хорошо меня знал и был рад такому событию. Хотя бы что-то случилось.

Нужно было уходить через калитку. Наверху, над калиткой стоял Танин папаша и подвязывал виноград к беседке, мы поздоровались. Он начал кричать на пса, пытаясь унять его, но тот вдруг срывает будку и, как с воздушным шариком выскочил за мной, а будка на цепи, ударилась в калитку с той стороны и захлопнула ее с такой силой, что папаша с жуткими криками рухнул вниз. При падении он сломал ногу.

Я ничего лучшего не придумал, как снять пса с ошейника. От радости тот опрокинул меня, успел облизать от макушки до пяток и помчался к подворотням дразнить подряд всех собак улицы. Поднялся настоящий гвалт. Собаки, наверное, от зависти готовы были разрывать своих хозяев. Несколько дней пёс наслаждался свободой и сам вернулся домой.

В этот же день начались разборки. Я оказался виновным во всём. Родители мои в школу не ходили, поэтому учителя приходили к нам домой сами. На следующий день подружка пришла заплаканная, её почему-то тоже наказали. Нас разлучили и запретили общаться. Хотя родители наши остались в хороших отношениях.

В народе авторитет Карпа Ивановича поднялся до небес. Он смог справиться с ситуацией, что обеспечило победу в конкурсе. Генка ходил недели две забинтованный, как заяц. Бинт завязали ушами. Ему сочувствовали.

В музыкальной школе учитель на меня не очень долго сердился. Потом начались каникулы и эта история забылась. С Генкой мы иногда встречаемся и, если вспоминаем её, то хохочем до потери пульса. И каждый раз отмечаем большое влияние повышения тональности на возможность непредсказуемых последствий.

Но вот, что интересно. В 2004г. я смотрел по телепрограмме, посвященной Дню Победы, как Дмитрий Хворостовский исполнял во Дворце Съездов эту песню: ТОРЖЕСТВЕННО и ПАФОСНО, как на параде. А вот в глазах его была сдержанность и грусть, как-то не очень это сочеталось. Думаю – это влияние сцены и большого зала. Сразу стало понятно, чего требовал от нас, и совершенно справедливо, учитель пения. Это песня камерная и петь надо полушепотом в медленном строю, а лучше даже сидя на привале где-нибудь в лесу. Тогда само собой получится правильно.

«Вот солдаты идут»
Музыка: К. Молчанова. Слова: М. Львовского
В нотах автор, Кирилл Молчанов, пометил ТОРЖЕСТВЕННО, ЧЕТКО!?

Странно!

Рисунок Сони Шевченко