В гостях у нашего внештатного корреспондента из Санкт-Петербурга, телеведущей, автора проекта «РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ» Натальи Дроздовой популярный музыкант, композитор, автор-исполнитель Виктор ТРЕТЬЯКОВ.
– Здравствуйте, Виктор.
– Здравствуйте, Наталья.
– Вы пишете стихи и песни больше сорока лет…
– Давайте сразу уточним: я не пишу стихи – я пишу песни. Другими словами, буквы на листке не существуют отдельно от музыки. Я научился играть на гитаре в пятнадцатилетнем возрасте, а песни начал писать в армии, когда мне было лет двадцать.
– Хочу немного с вами поспорить. Действительно, есть тексты песен, которые без мелодии выглядят беспомощными. Но есть и другие, например, у Владимира Семёновича Высоцкого. Ведь тексты его песен – это не просто тексты, а настоящие стихи. И для меня ваши тексты вполне можно назвать стихами.
– Наверное, какие-то мои тексты можно прочитать, но я не ставлю перед собой цель написать нечто, что впоследствии будет декламироваться. Скажу больше: иногда на концертах я читаю свои тексты, но делаю это не для того, чтобы преподнести их как стихи. Причина в другом – это те тексты, на которые я не смог подобрать мелодию.
– Виктор, кто вы в творчестве? Моцарт или Сальери? Вам пишется легко и с удовольствием или приходится перерабатывать «тысячи тон словесной руды», как сказал великий поэт?
– Бывает по-разному. Одни песни пишутся сразу, с другими работаешь долго. Но в любом случае каждая песня оттачивается, шлифуется, и чем быстрее и легче рождается песня, тем больше и дольше идёт процесс «доведения её до ума». Для меня важно, чтобы в песне не было лишних слов, и, в частности, над этим я тоже долго работаю.
– По наличию или отсутствию в стихах лишних слов, не несущих смысловой нагрузки, можно без труда отличить графомана от поэта.
– Согласен с вами.
– А если песня «не идёт» и вы никак не можете подобрать к тексту мелодию, бьётесь ли вы до победного конца или откладываете всё на потом?
– Я не возвращаюсь к текстам, которые не обрели мелодию. В моей жизни было всего несколько случаев, когда, спустя года после написания текста, мелодия стала звучать в голове, и появлялась песня.
– Виктор, а какие впечатления у вас о Петербурге? Какой он для вас? Яркий? Гостеприимный? Холодный?
– Для меня Питер – почти родной город. Он выделяется не только архитектурой, но и людьми, которые в нём живут. У меня питерские корни, так как моя мама родилась в Ленинграде. Конечно же, к Питеру у меня самые тёплые чувства.
– Я сейчас «воспользуюсь служебным положением» и прочитаю своё стихотворение о родном городе:
Город зевает заспанно –
Спать нелегко при свете...
Прячет украдкой за спину
Свой полуночный сон.
Ночь над Невой распластана
Теплым июньским ветром...
Вот и опять сбылась она –
Чудо, для сказки фон!
И не привыкнуть нам с тобой
К этим волшебным видам,
Как ни бродили б часто мы
В призрачной полутьме...
Сфинксы и львы гривастые...
Кони... Кариатиды...
Наши мечты прекрасные...
Тени в речной волне...
– Замечательно, Наталья.
– Спасибо. Хочу вас спросить: с какими музыкантами вы работаете и кто помогает вам делать прекрасные аранжировки?
– Прежде чем ответить на это вопрос, я вернусь к началу нашей встречи и скажу ещё несколько слов о том, чем отличается написание стихов от написания песен. При рождении песни я уделяю внимание, в том числе, и конкретным музыкальным инструментам, которые сопровождают мелодию. Если я чувствую, что между куплетами должна звучать, предположим, труба, то сочиняю музыку для этого проигрыша. И такая же работа происходит с другими музыкальными фрагментами, которые должны стать частью песни. После того, как написаны тексты, музыка и музыкальные фрагменты для отдельных инструментов, материал передаётся в работу аранжировщику. В записи песен участвуют разные музыканты, но все инструменты записываются «вживую».
– А у вас есть музыкальное образование?
– Меня выгнали с четвёртого курса музыкальной школы, но за время обучения я смог выучить ноты и играть по ним. С тех пор я могу разговаривать с музыкантами на одном языке, понимая, что такое минор и что такое мажор.
– Какие тексты вам легче писать: философские, лирические или юмористические?
– Мне нравится быть разным и писать на разные темы. Есть авторы, которые всю жизнь пишут «одну песню». Я не такой, мне нравится писать и детские песни, и философские, и социальные, и песни на военную тематику, потому что меня интересует всё.
– Я знаю, что ваши песни поют другие исполнители. Вы им предлагаете исполнить ту или иную песню или они просят вас разрешить это сделать?
– Я никому не предлагаю свои песни, а что касается просьб, то помню только один случай: Алёна Апина попросила меня дать ей песню «Тюбик», которую она прекрасно исполняет. Больше никто меня не спрашивал, можно ли петь какую-либо из моих песен, – берут и поют. Конечно, песни для того и созданы, чтобы их петь, но мне кажется, что в подобных случаях было бы неплохо обращаться к автору.
– … и при исполнении песни называть её автора. Мои стихи приписывали и Арсению Тарковскому, и Валентину Гафту, и Роберту Рождественскому. Конечно, мне всё это льстит, но хотелось бы, чтобы под произведением стояло имя его настоящего автора.
– Абсолютно согласен.
– Виктор, что вы пожелаете нашим читателям?
– Берегите себя. А в том, что всё у нас будет хорошо, я ни секунды не сомневаюсь.
Проекты Натальи Дроздовой: