Найти тему
Азербайджан - страна огней

Как Сулейман жил без Хюррем?

Сам Сулейман, вероятно, думал, что его жизнь закончилась в тот самый момент, когда испустила дух Хюррем. Но физически султана не стало в 1566-м, т.е. восемью годами позднее. Все это время повелитель Османской империи оставался в здравом уме и был очень деятельным человеком. После нескольких недель скорби он отдал приказ возвести небольшой мавзолей во внутреннем дворе мечети Сулейманийе, куда со временем перенесли тело его любимой. На этом траур был окончен, и этот сильный монарх вновь приступил к делам.

Слух о том, что после Хюррем султан распустил гарем и более не имел связей с женщинами, следует признать ложным. Напротив, он проводил свободное время с многими одалисками, но в записях дворца Топкапы сохранилось имя только одной из них. Гюльфем-хатун была при нем, когда молодой Сулейман в ранге шехзаде правил Манисой, на все его внимание не претендовала и со своей рыжей соперницей прекрасно ладила.

Однако, после ее ухода из жизни Гюльфем получила больше власти. Известно, что она продавала ночи с султаном другим одалискам, и тот в гневе приказал ее задушить. С того времени главной женщиной в гареме и в жизни Сулеймана стала его дочь Михримах-султан. С ней он советовался по многим вопросам и по ее инициативе отправился в свой последний поход, о чем мы расскажем чуть позже.

Несмотря на преклонный возраст и подагру, султан правил своей империей твердой рукой. Была организована морская экспедиция в Триполи, где мусульмане победили европейцев в сражении у острова Джерба – на дно пошло около 30-ти испанских, генуэзских и венецианских галер, усиленных флотом Мальтийского ордена. Было захвачено 5 тысяч христианских пленников.

В скором времени султану пришлось решать очередную династическую проблему: поднял восстание его младший (из живых) сын Баязид. Отец сначала стремился к миру, пытался увещевать шехзаде. Обещал, что никому из наследников не даст предпочтения, чтобы после его ухода из жизни они решили судьбу державы традиционным путем.

-2

Однако, сын писал письма с просьбой о прощении и одновременно продолжал собирать войска. Тогда султану пришлось сделать выбор, и он пал в пользу шехзаде Селима, который показал себя, как послушный сын. Михримах умоляла отца пощадить брата, Сулейман был склонен прислушаться к ее мнению. Но Баязид бежал в Персию, чем фактически подписал себе приговор. После некоторой дипломатической переписки Сефевиды согласились от него избавиться.

Вскоре после этого у султана возникли проблемы с выбором великого визиря, поскольку ушел из жизни его зять Рустем-паша – тот самый, который сыграл серьезную роль в расправе над шехзаде Мустафой. Его преемник Семиз Али-паша был достойным администратором, однако, скончался в 1565-м году. Тогда выбор пал Соколлу Мехмед-пашу – в будущем окажется, что это был один из самых эффективных управленцев в истории Османской империи. Он сохранит свой пост и при султане Селиме.

Дипломатическим путем был урегулирован конфликт с Габсбургами. В 1564-м отдал богу душу правитель Священной Римской империи Фердинанд I. И его преемник согласился выплатить все долги за ту часть Венгрии, которой христиане владели лишь с согласия турецкого султана. Был отправлен посол, что привез в Стамбул сундук с золотом, но в скором времени выплаты прекратились.

-3

И тогда в мае 1566-го года султан Сулейман в возрасте 72-х лет отправился в свой последний военный поход, тринадцатый по счету. Он посетил гробницы своих предков, а также могилу Абу Айюба аль-Ансари – сподвижника пророка, прошедшего с ним все битвы, участника арабской осады Константинополя, погребенного у его стен.

План кампании состоял в том, чтобы разгромить австрийские силы в Венгрии и по возможности взять наибольшее количество крепостей. Осада хорошо укрепленного города Сигетвар затянулась, и Сулейман сказал своим приближенным следующее: «Этот замок обжег мое сердце, я молю Аллаха, чтобы он сгорел дотла».

Повелитель тогда был уже очень болен, и, чтобы выполнить его распоряжение великий визирь Соколлу Мехмед-паша дневал и ночевал вместе с солдатами прямо в окопах. Наконец, была проделана брешь в стене и защитники, осознав, что дальнейшая оборона здесь более невозможна, отступили во внутреннюю цитадель.

-4

В этот момент величайший из султанов, больше всех сидевший на троне османской империи, испустил дух. Его смерть решили держать в тайне, чтобы не допустить морального разложения армии. Вместо этого была поведена новая решительная атака, и в тот же день Сигетвар был взят. Об уходе из жизни Сулеймана солдатам сообщили лишь через 48 дней, когда османское войско покинуло город.