С праздником, уважаемые читатели! Не все святые монахи основывают монастыри, часто для этого нужно несколько монахов, собравшихся вместе. Но есть монахи, основавшие несколько монастырей. К таким, основавшим за свою жизнь четыре монастыря, относится русский монах Герасим Болдинский.
Родился он в Переславле-Залесском в конце пятнадцатого века, в детстве звали его Григорий. Ещё ребёнком он был набожным, и захотел уйти в монастырь. В эти годы в их городе был известен преподобный Даниил Переяславский, и Григорий упросил его, хотя ему было всего тринадцать лет, принять его в монастырь. Основным социальным служением этого монастыря был уход за больными и немощными, и Герасим выполнял все нужные послушания, являясь примером для других. Со временем он принял постриг и получил особое послушание шить обувь. Вырос он крепким и здоровым, так что многие знавшие его подчёркивали его физическую силу и выносливость.
В конце двадцатых годов шестнадцатого века по благословению своего духовного отца преподобный Герасим ушёл в Смоленские земли. Они долго были частью Литовского государства, но вернулись в Россию неустроенные. Там, на одичавшей территории, любого подстерегало множество опасностей. Возможно, поэтому святой Герасим принял на себя подвиг именно в этих землях - чтобы освятить их, полных страданий и преступлений, светом святой жизни, благодатью Господней, призываемой на эту землю человеком с чистым сердцем.
Святой повесил при Старой Смоленской дороге на дереве суму для сбора милостыни, питался тем, что клали в неё проходившие по дороге люди. На подвижника неоднократно нападали и разбойники, и местные жители, его даже заключали в темницу. Продолжалось это до тех пор, пока святой Герасим не получил грамоту от государя, дававшую ему право строить монастырь в районе Болдина источника.
Когда в Троицком Болдинском монастыре стало много братий, святой несколько раз уходил для уединённой молитвы в другие места, в результате были созданы вяземский монастырь во имя святого Иоанна Предтечи, Троице-Введенский монастырь на реке Жиздре, Сверколуцкий на берегу Днепра в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Везде святой выполнял тяжёлую физическую работу, строил храмы и кельи, и возвращался в Болдинский монастырь, оставлял своих учеников руководить собравшейся братией. Умер преподобный Герасим в 1554 году, и достаточно скоро стали записываться чудеса, совершавшиеся по молитвам к святому. Несмотря на сложную историческую обстановку (Болдинский монастырь захватывался иезуитами, разрушался Наполеоном, уничтожался в советское время), мощи святого всё же сохранились.
Иконописные образы святого известны со второй половины шестнадцатого века, но они не сохранились. Образ его на иконах более позднего времени простой - седой старец в схиме. Часто святой изображён с чётками в руках - символ непрестанной молитвы, ведь он всё делал с молитвой, ища помощи Божией и смиряясь. Фоном изображения служат храмы Болдинского монастыря и окружающая его природа (например, источник). Также изображается он с середины девятнадцатого века с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Дело в том, что в это время был упразднён один храм, в котором была эта икона и почиталась она чудотворной. её перенесли именно в Болдинский монастырь, и оттуда совершали крестные ходы в годы бед и болезней.
В современной иконописи святой Герасим Болдинский изображается со свитком, ведь он автор завещания, откуда могут быть взяты высказывания для помещения в свиток. Например:: "Внемлите себе братие" или "Поминайте обеты ваша яже изрекосте пред Богом". Иногда он изображается не с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, а со Смоленской. Причина заключается в том, что земли, на которых он трудился, были Смоленскими, а значит, под покровом этой иконы Пресвятой Богородицы, известной не позднее тринадцатого века.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!