Хочу поделиться несколькими маркерами, когда родителям стоит задуматься над обращением к логопеду. Есть ряд признаков, которые должны насторожить родителей в первую очередь.
Неречевая сфера:
Ребенок не понимает обращенную речь, не выполняет даже самые простые инструкции.
У него отсутствуют указательные жесты, глазной контакт, интерес к сверстникам. Указательный жест - основное средство коммуникации ребенка до момента появления активной речи.
Отсутствует подражательная деятельность в 2 года. Речь - высшая психическая функция, которая не появляется сама по себе.
В речевой сфере стоит обратить внимание, если:
У ребенка в 2 года нет звукоподражаний, нет простых слов («мама, папа, баба…»). Не следует ждать первых слов до 3-4 лет.
У ребенка в 3 года нет простой фразы, «каша во рту» (когда ребенок говорит, но даже близкие не понимают его речь).
Ребенок в 4 года не выговаривает свистящие («с,з,ц»), заменяя их на другие звуки
Ребенок путает слоги, пропускает, переставляет их местами (вместо «молоко-моколо»), то есть у ребенка нарушена слоговая структура слова.
Ребенок в 5 лет не выговаривает шипящие («ш,ж,щ,ч»).
Ребенок в 5 лет неправильно употребляет окончания («красный машина», «мама пришёл»). Грамматический строй должен уже быть сформирован.
В 6-7 лет у ребенка нет звуков «л, р», ребенок не может определить первый и последний звук в слове, не может запомнить буквы, путает понятия «право/лево, внизу/вверху», не употребляет предлоги.
Если проблемы не скорректировать в дошкольном возрасте, то в школе ребенок столкнется с такими нарушениями письменной речи, как дисграфия и дислексия.
#педагогБулаева