Прочитала у Олега Телемского превосходное обозначение для так называемого кино подозрения - это фильмы "Матрица", "Тринадцатый этаж", "Шоу Трумана", "Начало", "Виртуальный кошмар", из последних - "Главный герой". Сюда же можно отнести и "День сурка".
Многие эзотерики называют такие фильмы документальными, подразумевая, что в них приоткрыта дверь в лабораторию мироустройства. То есть показано всё, как есть. А не так, как нам кажется.
Эти фильмы заставляют начать подозревать, что привычная реальность с ее домами, машинами, спешащими на работу или обеденный перерыв людьми вовсе не такова, какой нам представлена.
Многие из них начинаются с того, что герой живет стандартной жизнью офисного клерка (видимо, из таких вводных данных ярче воспринимается дальнейшее пробуждение), банковского работника, рекламщика, и тому подобное.
Почему-то в фильмах подозрения будущий пробужденный никогда не работает ни в творческой сфере, ни в медицине, ни большим начальником. Наоборот, его работа - это всегда что-то предельно незначительное, обыкновенное в кубе. Зрителю поэтому легко отождествить героя с собой, потому что большинство людей как раз и живут жизнью незначительного статиста. Кто работал в банковской сфере или сфере продаж в самом низу, тот прекрасно знает, о чем это.
Это когда ты ощущаешь себя "на дне", когда ты должен угождать клиентом, когда ты ни на что не влияешь, а над тобой возвышается пирамида начальства. Ты - винтик в системе.
Вот и Томас Андерсон, который потом превратился в Нео, на работе был обыкновенным компьютерщиком, ботаником. Писал программы и ничем не отличался от себе подобных винтиков.
Персонаж из "Главного героя" работает менеджером-кассиром в банке:
Его лучший друг - охранник в том же самом банке:
А вот так выглядит герой из "Виртуального кошмара". Он работает рекламщиком в офисе. Белая рубашка, галстук. На этом кадре изображен "мозговой штурм" сотрудников, выдумывающих новую рекламу:
Да, за такими столами мы тоже сиживали... Не припомню ничего скучнее. И кто сказал, что "штурм" пятнадцати одинаковых винтиков может привести к креативу? Как штамповка может породить творчество?
Никак.
Только персонаж Билла Мюррея из "Дня Сурка" имеет относительно "творческую" профессию - он репортер, вещающий из телевизора, рассказывающий зрителям о том, что происходит в мире. Казалось бы, это не в офисе сидеть. Но только взгляните на его лицо. На то, как ему скучно:
"День Сурка" - это всё-таки больше не кино подозрения, а история о временной петле, покрутившись в которой, персонаж в итоге пробудился, осознался и понял, как тут всё работает. Полюби тут всё, прими, - и выйдешь из петли.
Герои же упомянутых выше в статье фильмах подозрения начинают подозревать неладное уже в самом начале пути. С места в карьер начинают видеть, что с реальностью происходит что-то не то.
Рекламщику из "Виртуального кошмара" девушка в библиотеке показывает альбом с картинами бельгийского сюрреалиста Рене Маргитта, в частности, картину "Это не трубка":
Нарисована трубка, да. Но перед нами ведь не настоящая трубка, а лишь её... изображение. Именно тут начинает появляться подозрение.
Что, если... Всё, что мы видим, - иллюзия? Качественно сделанная, предельно убедительная. Но на деле - это лишь тени на стене пещеры? А чтобы увидеть, каков мир "по правде", надо из пещеры выйти?
И вот тут у всех героев кино подозрения начинается путь к пробуждению, а потом, как правило, к бунту против системы, желание эту систему разрушить. И далее - выход. Можно даже и без таблеток, как Нео, - но всё равно выйти нельзя до тех пор, пока мы "в игре". Можно только наблюдать за всем предельно отстранённо. Но кто из нас на такое способен?
Вот летит пуля, едва задевая ухо бывшего президента одной заморской страны - и это всё кажется таким реальным, настоящим? Таким "важным"? Алё, говоришь ты себе, какое это имеет к тебе отношение, разве это для тебя важно? Что там вообще есть, в этой заморской стране? Может, там кролики бегают по пустошам или змеи-горынычи прячутся в оврагах. Разве можно верить нынче телевизору_интернету_соседу?
А что важно для тебя тогда? Ты себя спрашиваешь, и вот начинает раскручиваться клубок интересных вопросов. Важность или неважность того или иного - тоже иллюзия, кстати.
Здесь очень трудно не заснуть, поэтому и во сне, и наяву полезно задавать себе и такой вопрос: это сон? В конце-концов ты поймешь, что спишь и там, и там. И там, и здесь: всё - иллюзия.
А где - не она?
Какие еще фильмы "подозрения" знаете? Какие нравятся Вам больше других?