Когда въезжаешь в город Палех, то словно оказываешься в музее под открытым небом. Что ни дом, то произведение искусства или дом-музей, в котором жили знаменитые художники. Практически возле каждого дома есть табличка, в которой написано, кто проживал в этом доме.
Множество легенд и сказаний бытует о происхождении этого удивительного городка. И самая известная легенда о том, что Палех – родина Жар-птицы. И эта легенда нравится мне больше всего!
В ней говорится о том, что Жар-птица помогла в создании поселка: она выжгла в непроходимой чаще леса поляну, пригодную для проживания. На ней поселились талантливые мастера, которых и сейчас оберегает жар-птица, покровительница их таланта. Отсюда возникло «полыхающее» название поселка – Палех.
Еще говорят, что волшебные перья Жар-птицы могли увидеть только люди, «чья душа красоту понимает и чьи руки ту красоту для других создавать готовы». Рассыпала свои перья Жар-птица по всей русской земле, и возникли в разных городах и деревнях народные промыслы.
И, конечно же, первое, что всплывает перед глазами, когда слышишь про Палех, – это образ расписной деревянной лаковой шкатулки.
Уверена, в каждой семье есть такая вещица. Эти шкатулки долгое время были значимым советским брендом. Они пользовались огромной популярностью как внутри страны, так и за ее пределами.
Вот, например, эта шкатулка у нас уже очень давно. Ей, наверное, лет тридцать. И каково же было моё удивление, когда я увидела на ней надпись: «Палех. Сказка о золотом петушке. Серов». Очень приятно побывать в городе, где создавались эти шкатулки. Хотя это и кажется незначительным событием, но на душе становится теплее от осознания этого факта.
Но Палех не сразу стал известен своей лаковой миниатюрой. До революции он был главным центром иконописи. Главными ремесленниками этого небольшого поселка, были художники по росписи икон.
Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими красками с применением золота на одеждах святых.
После революции 1917 года и смены власти, художникам Палеха пришлось искать новое направление в своей творческой деятельности, роспись икон стала не актуальна. Многие остались без работы и оставили свою художественную деятельность. Но те, кто остался верен и предан своему ремеслу, с достоинством справились с этой непростой задачей. Снова прославив свой небольшой поселок на весь мир.
Автором первой палехской лаковой миниатюры «Адам в Раю», написанной в уникальном палехском стиле в 1920 году, был знаменитый палехский художник Иван Голиков, его именем, кстати, названа одна из улиц города.
Любовь и преданность к своему делу сделали свое дело. И в 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы были в таком восторге, что даже попросили прислать мастеров для организации школы. Но наши художники отказались покидать Россию, и все секреты росписи и мастерство остались в родных краях.
В прошлом палехские художники были мастерами иконописи. Они объединились в «Артель древней живописи», которую возглавил Иван Голиков. 5 декабря 1924 года считается днём рождения палехского искусства. Уже через год, благодаря их трудам, палехская роспись получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Палех небольшой, и все его достопримечательности находятся рядом друг с другом.
Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — выдающегося палехского иконописца, основателя палехской лаковой миниатюры.
Рядом с домом И.И. Голикова находится Государственный музей палехского искусства.
Ну и главной визиткой карточкой Палеха является Крестовоздвиженский храм.
Храм был построен в период с 1762 по 1774 годы в строгом стиле древнерусского зодчества XVII века. Автором проекта выступил мастер Егор Дубов. На западной стороне храма можно увидеть своеобразный автограф мастера.
Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году.
В советские годы храму очень повезло - в его помещениях организовали музей, что помогло спасти и само здание, и все его убранство.
Храм был расписан московскими художниками вместе с местными мастерами. Фрески выполнены в стиле палехской иконописной традиции.
Я была удивлена, увидев чугунные напольные плиты. Никогда раньше не видела такого пола. Он выглядит очень необычно.
Мне, конечно же, стало интересно. Прочитала. Оказывается, под полом храма проходит система дымовых труб. Чугун нагревается, и так отапливается храм. Хитро!
Ещё меня впечатлила винтовая лестница из чугуна, которая ведёт на балкон второго этажа. Она очень красивая и гармонично вписывается в интерьер.
Рядом с храмом находится парк с фонтаном, лавочками и памятником В. И. Ленину. Здесь можно спокойно, никуда не спеша, выпить кофе и насладиться моментом.
Если вы путешествуете по Ивановской области, обязательно посетите это место. Хотя посёлок и небольшой, он очень интересен.
Путешествуйте с удовольствием.
С Уважением ваша, Ксения Слабожанина.