Тема, пожалуй, вызывающая больше всего споров в среде автолюбителей описывается старым как мир выражением: “Раньше было лучше”. Апологеты этой теории давят на то, что раньше, до эпохи захвата автоконцернов маркетологами, когда во главу угла ставилась инженерия, а не красивый фантик, все было лучше, надежнее, и поддавалось ремонту.
Оппоненты как водится гнут свою линию - мол все ваши неубиваемые миллионники давно уже эти самые миллионы километров отбегали и теперь такие авто впору именовать словом “некруха”. Мол если нет огромных бюджетов на реставрацию или прямых рук, а лучше всего вместе, то и нечего с ностальгией в глазах засматриваться на “совершеннолетние” авто, а лучше всего пойти и купить новый пусть и абсолютно не того класса автомобиль.
Вряд ли эти споры в обозримом будущем сами по себе сойдут на нет, никаких предпосылок к этому не наблюдается, но встречаются среди старых авто и те, которые запросто послужат прекрасным аргументом в пользу правоты первой категории граждан - тех, кому датчик давления масла на приборке греет душу больше, чем диагональ монитора на торпедо и параметры его цветопередачи, и речь сегодня про автомобиль в теории олицетворяющий собой надежность как таковую - рама, масса, понижайка - Toyota Hilux Surf, 3-е поколение.
Откуда ты взялся? Историческая справка
Кузов N180/185 (Surf для внутреннего рынка Японии) появился в 1995 году и внешне отличался от предшественника более сглаженными формами - основная разница скрывалась внутри. Компания Тойота основательно подошла к модернизации конструкции своего рамного внедорожника. У этого автомобиля передняя независимая подвеска и мост сзади. А ключевым нововведением для третьего поколения модели стало появление межосевого дифференциала - что послужило своего рода пропуском “в асфальтовый мир”, сделав полный привод обновленного Surf действительно универсальным - такой автомобиль можно смело использовать в режиме 4wd и в городе и на трассе, как на твердых покрытиях, так, например и в гололед (чего не позволяют делать автомобили, где межосевой дифференциал отсутствует). Эта трансмиссия, носит наименование Multi-mode и опознается по J-образной схеме переключения рычага раздаточной коробки (у более примитивного part-time рычаг перемещается по прямой). В такой раздатке блокировка межосевого дифференциала жесткая механическая, а распределение крутящего момента по осям 40/60 в режиме 4вд свободный дифференциал.
Выпускался 3-й Сурф 7 лет - выпуск модели завершили в 2002 году. При этом рестайлинг проводился дважды - в 1998 и 2000 годах.
За что деньги платим? Взгляд потребителя
С точки зрения потребителя, помимо очевидных отличных внедорожных качеств Surf подкупает еще, как минимум двумя вещами - первое это огромный багажник, при сложенных в ровный пол сиденьях полученная площадка отлично подходит в качестве основания для надувного матраса - ночевку в этом внедорожнике можно организовать без всяких проблем, и не обязательно только для людей ростом ниже среднего.
Что касается посадки за рулем, то Surf это полная противоположность Ленд Крузер Прадо любой генерации. Водитель здесь сидит как в легковом авто, даже ближе не к просто легковому, а к спортивному автомобилю, с вытянутыми вперед ногами. Плюс крайне удобный профиль кресел с боковой поддержкой. Как и большинство старых автомобилей благодаря узким передним стойкам 180/185 Surf может похвастаться завидной обзорностью. Здесь огромные боковые зеркала, полностью видимый капот, а также зачастую присутствует дополнительно зеркало на левом крыле, позволяющая смотреть за левым передним колесом. А вот для больше уверенности при парковке задним ходом, не помешало бы дополнить конструкцию камерой заднего вида.
Набор пламенных сердец или “что там под капотом?”
На Hilux Surf третьего поколения ставилось 4 варианта двигателей - два безиновых и два дизельных.
Базовым бензиновым мотором является рядная четверка 3RZ-FE 150 л.с. и 235 НМ крутящего момента.
Здесь чугунный блок, балансирные валы в поддоне, два верхних распредвала и цепной привод ГРМ. Этот двигатель, особенно если речь идет о версии с АКПП совершенно не про динамику, он про ресурс. Простая конструкция и отсутствие “облегченных” деталей поршневой группы обеспечивают таким моторам ресурс превышающий 500-600 тысяч км пробега. Кстати, гидрокомпенсаторов зазоров клапанов у 3RZ нет, как и экономичности - в городе готовьтесь к расходу 15-18 литров на сотню, т.к. чтобы держаться в потоке мотор придется частенько подкручивать, насколько он это позволяет. Правда бензин допустим и 92-й - какая-никакая, а экономия.
С точки зрения динамики предпочтительнее найти Surf с максимальным бензиновым двигателем 5VZ-FE - это уже V6 на 3,4 литра рабочего объема. Здесь 185 л.с. и 294 НМ крутящего момента.
Он тоже имеет чугунный блок, здесь также нужно заниматься регулировкой клапанов, т.к. нет гидрокомпенсаторов, и этот двигатель также ездит под полмиллиона километров легко - если его нормально обслуживать. Единственный недостаток - ременный ГРМ, нужно помнить о необходимости его периодической замены. Также встречались случаи увеличения расхода масла к пробегам 200+ тысяч, проверять “дымит-не дымит” подобный агрегат перед покупкой будет не лишним.
Дела тракторные (дизельные ДВС)
Что касается дизельных ДВС, то в зависимости от года выпуска автомобиля под капотом может стоять либо 1KZ-TE 130 л.с. и 289 НМ либо 1KD-FTV для более поздних машин 170 л.с. и 352 НМ крутящего момента.
Более старый 1KZ-TE имеет чугунный блок, 4 цилиндра в ряд, на нем нет гидрокомпенсаторов, один распредвал, комбинированный привод ГРМ (ремень+шестерни) - при обрыве ремня клапана загибает. Двигатель представляет собой один из самых надежных дизелей страны восходящего солнца, и если его целенаправленно не убивать - сюрпризов не преподносит. А вот если мотор перегревали, то есть шанс получить неприятные последствия в виде треснутой головки блока цилиндров. У этого дизеля уже стоит электронно-управляемый ТНВД и есть турбина.
Более современный все такой же трехлитровый дизель 1KD-FTV на Hilux Surf еще не имеет фазовращателей, здесь система впрыска Common Rail и турбина с изменяемой геометрией. Этот дизель хорош с точки зрения динамики и экономичности, но уступает своему предшественнику в плане надежности. Ключевая претензия здесь к облегченной поршневой - проблема ушла только после 2011 года, также эти двигатели имеют склонность зарастать нагаром, а также в отличие от предшественника слишком разборчивы в плане качества солярки - заправку "некондицией" такой агрегат может и не пережить. ГРМ ремень+шестерни, клапана нуждаются в регулировке.
Что же вами движет? (коробки передач)
Что касается коробок передач - к ним тоже вопросов минимум, механику оставим без комментариев, поэтому пару слов про АКПП - здесь стоит старинная коробка A340F, чья родословная уходит корнями в 1983 год. Обычный гидромеханический автомат на 4 скорости. С каким бы мотором она не сочеталась, ее расчетный максимум крутящего момента в 430 НМ на Surf не достигается ни с одним из моторов, т.е. коробка не слишком напрягается. Толчки при переключениях как правило указывают на необходимость обслужить гидроблок. Интервал замены масла 60 тысяч км, а к более серьезным проблемам эту АКПП можно подвески пожалуй только слив с нее масло. И хотя нет ничего невозможного для человека, все же эта АКПП пожалуй одна из самых надежных на планете.
Подвеска Hilux Surf не менее ресурсна, чем все остальное. Спереди здесь двойные рычаги, а сзади зависимая схема с мостом.
Подвеска очень порадует тех, кто эксплуатирует автомобиль в основном по хорошим дорогам - вполне возможно, что ремонта сделанного прошлым владельцем Вам хватит на весь период эксплуатации. Такие позиции как шаровые опоры здесь легко заменяются отдельно, а ресурс сайлентблоков и амортизаторов огромен. Тем более если речь идет об установленных не заводских комплектах для увеличения дорожного просвета, который к слову и так не маленький (240мм в нижней точке).
А вот любителям “рулежки” и “перинного” комфорта в этом автомобиле делать будет нечего - ничего из перечисленного в Surf Вы не обнаружите. Третье поколение в целом более щадящее по отношению к пятым точкам седоков, по сравнению со вторым, но это все еще жесткий утилитарный автомобиль для определенных задач - трещины и стыки дорожного покрытия чувствовать Вы 100% будете, не спасает ни высоченный профиль резины, ни наличие рамы. Да и крейсерская скорость на трассе вряд ли сильно превысит 90-110 км/ч - но и здесь ничего страшного, поскольку как только под колесами кончится асфальт - настанет время взять реванш над паркетниками и прочими “пузотерками” с низкопрофильной резиной.
Раньше Тойота делала качественнее - этот тезис в полной мере относится и к кузову, в плане его ржавления.
Это едва ли не ключевой параметр при покупке сильно б/у варианта, если конечно Вы изначально не планируете забраться на своей покупке в непроходимые дебри и бросить ее там после утопления в болоте. Поверхностная коррозия рамы не страшна, пока читается номер, а вот ржавчина по низам дверей, под пластиковыми накладками на крыльях, днище кузова - это то, чего хорошо бы иметь поменьше. Ну либо обработать автомобиль после покупки, лучше самостоятельно, со всей ответственностью подойдя к процессу механической зачистке ржавых очагов с последующим нанесением защитных составов.
В качестве итога констатируем, что если и существует в настоящий момент на рынке б/у авто 20+ летние автомобили, на которые просто нужно разок накопить, а после даже в столь почтенном возрасте эксплуатировать без особых крупных вложений - то Toyota Hilux Surf это явно один из них. Зачастую нынешний владелец, далеко не первый ездит на таком автомобиле 10 и более лет, не спеша с ним расставаться, поэтому найти ухоженный экземпляр это только половина дела, попробуйте потом уговорить владельца его Вам продать. Если Вам действительно нужен вместительный внедорожник, и Вы обогнали уже всех, кого хотели на дороге, а также не считается что расход топлива в 15-20 литров это много - вперед на доски объявлений, пока эти “авто динозавры” еще окончательно не вымерли.
Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (960) 781-26-88 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.