Найти в Дзене
Татьяна Костырева

Приглашаем гостей со всех волостей!

Деревянный домик мой - старое крылечко, божий угол, стол-престол, маленькая печка

18 июня 2022 года в д. Дружино - Бардым состоялось официальное открытие Музея-усадьбы "Крестьянское подворье", организованного Н. М. Кардашиной, жительницей с. Манчаж. Надежда Михайловна в 2023 году получила президентский грант и теперь с успехом реализует проект "Забытые корни". В рамках этого проекта в мае начались экскурсии. Так музей посетили учащиеся восьмого и первого класса Манчажской школы.
Хранительница уникального музея встретила ребят у ворот старинного купеческого дома со словами:
- Здесь история: далекая, недавняя, вчерашняя - наша история.
То, что не знали - узнаете.
То, что забыли - вспомните.
Замерзшие души согреются,
Тропинка сюда проложится.

В полном разгаре страда деревенская

Тропинка истории повела ребят по демонстрационным зонам. Во дворе музея все собрались у скамеечки под расписными наличниками, где расставлены гармошка, берестяной кокошник, прялка с веретеном, чесалка, горшок с мутовкой - все эти предметы использовались крестьянами, пришедшими на вечерки. Надежда Михайловна живо и красочно воссоздала картинку вечерок. Ну, а май в народе встречали с закличками:

-Весна - красна! На чем пришла?

- На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

На ржаном колосочке.

Участники экскурсии с интересом рассматривали плужок, весы для взвешивания семян, туеса, конные телегу и грабли. А затем Надежда Михайловна продемонстрировала косу - горбушу (прародительница литовки) и рассказала об ее особенностях, а также о трудной сенокосной поре, вспомнив некрасовские строки: "Вкусны ли, милая, слезы соленые с кислым кваском пополам?" Ребята узнали, что литовка появилась при Петре I, а первым заводом по выпуску кос является Артинский механический завод. Также им удалось подержать в руках специальное приспособление - пенек для отбивания кос.

Чтобы отбить косы - литовки крестьяне поднимались до зари. Плохо отбитая коса - это мука для косаря, а ловко отбитая, да в умелых руках, как игрушка. Отбить - это заточить по - особенному, используя молоток и обух.

Отбиваю литовку сталистую,

А она мне послушно поет.

Наш народ эту музыку исстари

По наследству передает.

(Ю. Томилов)

Дети удивились и тому факту, что покупать литовку на базар ходили люди, обладающие музыкальным слухом - они проверяли по звону, как наточена коса. А косить хорошо раненько с росой - влажная трава так и липнет к литовке. Замах у каждой косы и у каждого косаря свой.

Кому на Руси жить хорошо

Невозможно представить предметы народного быта без самого важного - русской избы. Экспозиция "Изба бедного крестьянина" передает суровый быт. Здесь располагаются печь, лавки, люлька. На полках размещены посуда, пасочница, крупорушка, плетеные корзины, на лавках - деревянные ведра, прялка с веретеном. Помещение воссоздает уклад жизни, обычаи. Так, входная дверь с низкими косяками, в нее невозможно войти, не наклонившись.

- Это для гордого человека, - объясняет Надежда Михайловна, - входящие должны были поклониться хозяевам да и войти в избу только после приглашения: "Милости просим! Незваными, но желанными гостями являлись лишь сваты. Сваха подходила к печи и начинала греть руки, что означало: пришли сватать дочку. Сватовство начиналось, если хозяйка ставила на стол самовар. После удачного сговора проходило рукобитие. Девочки с пяти лет садились за прялку и готовили себе приданное, которое складывали в сундук.

Участников экскурсии удивлял тот факт, что девочек отдавали в замуж с 13 лет. Здесь вспоминаются слова няни из "Евгения Онегина": "Я горько плакала со страха, мне с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели". До замужества "у девок косы с лентами, лебедками плывут" (Н. Некрасов), а после - косы расплетались. На голову невесте надевали маленькую шапочку - повойник, скрывающий от посторонних взглядов волосы и лоб, с той минуты девушка носила повойник всю жизнь.

Важное месте в интерьере занимала люлька, крепившаяся на очепе. Когда мужик узнавал, что жена беременна, он отправлялся в лес и вырубал подходящий очеп с множеством сучков (считалось, чем больше сучков, тем больше родится сыновей). На обратном пути он очищал очеп от коры, стараясь не касаться земли (не показывать младенцу путь в иной мир). В люльке, висящей на крюке под потолком, находился коровий рог. Ребята с удивлением узнали, что он служил младенцам бутылочкой для молока.

Часто недоношенного младенца обмазывали тестом и на хлебной лопате помещали в русскую печь, где он прогревался - "дозревал". Да и взрослые лечили в ней свои немочи - печной пар слыл универсальным лекарством. Считалось, что "печь - сердце русской избы": давала тепло и пищу, выполняла функции стиральной машины (с золой в качестве отбеливателя) и бани. Для этого печку растапливали, пространство для дров вычищалось и застилалось соломой, а внутрь помещали чугуны с водой.

У печи был "бабий угол", или "кут", куда запрещено было заходить мужчинам. Там женщины мыли посуду, стряпали и занимались рукоделием. Часто кут от основной части избы даже отделяла специальная занавеска. За ней пряталась невеста перед свадьбой, здесь же женщины рожали и кормили грудью.

Существовал обряд заклятия мороза, связанный с печью. Крестьяне верили, что слова, сказанные в открытую трубу или волоковое окно, защитят озимые культуры и плодовые деревья. Вот как об этом рассказывает Геннадий Федотов в книге "Русская печь": "Старик или самый старший в семье мужчина забирался на печь с деревянной ложкой, наполненной киселем, просовывал голову в волоковое окно и говорил: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да коноплю в землю вколоти". Когда же, закрыв окно, старик начинал слезать с печи, старшая в доме женщина внезапно обливала его водой, чтобы проклятие замерло на его устах. Считалось, что после такого угощения мороз становился добрым и уходил восвояси". А еще в избе бедного крестьянина участники экскурсии испытали "кромешную" тьму и увидели, как горит лучинка, вставленная в светец.

Третья экспозиция раскрывает быт зажиточного крестьянина. Здесь появляются предметы: деревянная кровать с лоскутным одеялом и подзором, ткацкий станок и выкладные половики, шкаф ручной работы, расписные сундуки. Николай Гоголь в повести "Ночь перед Рождеством" приводит слова кузнеца Вакулы, который кует сундук для своей возлюбленной, Оксаны: "А как будет расписан! Хоть весь околодок выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар". Расписывали не только сундуки, но и печи, двери. Лавки, полочки и деревянную посуду украшали тонкой резьбой, полотенца - вышивкой, а на стенах развешивали лубки со сказочными или историческими сюжетами.

Стол занимал центральное место в доме и располагался в красном углу под иконами. Место "под святыми" считалось самым почётным: здесь полагалось сидеть хозяину семейства или уважаемым гостям. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место. Сначала из ендовы (овальная деревянная миска) черпал старший мужчина, потом женщины, дети тянулись последними. Если лезешь с ложкой раньше деда, или много зачерпнул, то и по лбу ложкой можно было схлопотать.

В этой избе ребята с интересом рассматривали швейку, лукошко, ступку, первую подойницу с носиком, угольницу, туески, плетеную переноску; попробовали подержать чугунный утюг (вес более десяти килограммов). Наши предки в такой утюг складывали угли или нагревали его длительное время над пламенем печи.

Входили в крестьянскую избу через сени - небольшой коридор между крыльцом и жилой частью дома. Сени не отапливали, обычно здесь хранили предметы обихода. Между входным помещением и жилой частью могла находиться клеть, в ней тоже складывали вещи. Надежда Михайловна провела экскурсию и по сеням, где школьники с любопытством измеряли длину русленников (корыт для рубки капусты), исследовали бочки с дегтем, постучали деревянными молотками, потрогали хомут и сбрую, посидели на старинных деревянных санках, попереставляли гири на железных весах.

Помимо экспозиций крестьянского быта в музее оформлена "Купеческая изба", зал "Я рожден в Советском Союзе", "Татарская изба", "Ярмарка старинных предметов".

Муха - Цокотуха - крестьянка!

-2
-3

-4

Майские экскурсии проходили и в необычном формате. Младший состав творческого объединения "Театральная студия "Радость" (МАОУ АГО "ЦДО") в рамках социального партнерства неоднократно показывал спектакль "Муха - Цокотуха" для учащихся Артинского лицея, Азигуловской и Усть - Манчажской школ. Постановка была приурочена к столетнему юбилею легендарной сказки, которую помнят прабабушки и прадедушки, мамы и папы, а современные дети с интересом читают. Сказка имеет свою историю, поэтому ей рады в музее старины. Каждое выступление сопровождалось заданием для экскурсантов, отбирающих среди экспонатов предметы старины, которыми могла пользоваться Муха -Цокотуха сто лет назад, а потом обсуждали их применение.И, конечно, самое главное место на столе у Мухи - Цокотухи занимал самовар. Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Отобрали для Мухи и корчагу (емкость, в которой заводили квас). Тут же оказалось сито - незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.
Не забыли ребята и о горшке с ухватом. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью.

А еще коромысло, прялка с веретеном, ступа и пест, туесок, рубель, жернов, садник, латка…Посмотрев на все предметы утвари, что собрали для Мухи, ребята сделали вывод: каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Каждая экскурсия - это обращение к корням как к живительной силе, связывающей с традициями, культурой нашего народа, а значит, дарующей любовь к предкам и сегодняшнему дню, не существующему отдельно от прошлого, его истории, его достижений.

Татьяна Костырева

2024 г