Найти тему
Вестник Дзена

Глава 3. Венера обожествленная, или женщины-богини в доисторическую эпоху

Оглавление
Venus Impudique (Immodest Venus) — фигура, обнаруженная в 1864 году маркизом Полем де Вибре в Laugerie Basse. Источник: Викисклад.
Venus Impudique (Immodest Venus) — фигура, обнаруженная в 1864 году маркизом Полем де Вибре в Laugerie Basse. Источник: Викисклад.

Третью главу мы решили посвятить актуальному "женскому вопросу". Сразу просим простить Вестник за нагромождение текста, так уж получилось. Мы не претендуем на научность, но пользуемся авторитетными научными источниками.

Итак, наши предки научились уверенно стоять на земле. Сформировалось желание понять среду, выжить, укрепиться. В эпоху палеолита зарождается первичное осознание себя частью единого, природы. Неизвестно откуда у современного индивида взялись фантазии о мирном и благостном палеолите. Человек той эпохи едва ли осознавал собственное господство. Природа чрезмерно жестока, природа сводит раннего человека с ума, рождает и отбирает жизнь. Она плодородна, непостижима, рождает на свет бесчисленное потомство, творит окружающий мир. Кто наделил природу такой силой — вопрос второй, далекий от понимания человека палеолита. Космос отделится от человеческого сознания спустя века, и тогда взор человека устремится ввысь, к звездам. А пока палеолит, эпоха земледелия и природоведения, если хотите.

Мужчины уходят охотиться, женщины занимаются вынашиванием потомства и собирательством. Упомянутая в предыдущей главе Мальтинская стоянка с жилищами, разделенными на женскую и мужскую стороны, является подтверждением разделения полов. Женщина остается наедине с собой. Она замечает в себе странное сходство с средой, обладает тем же свойством, что и Земля, то есть способна производить на свет потомство. Женщина физиологически вторит природе, находится с ней в гармонических отношениях, в неком таинстве. Мужчине-охотнику наоборот приходится постоянно сталкиваться с опасностями и природным буйством. Можно представить, к примеру, что испытывал доисторический охотник, когда по возвращению после длительной вылазки домой, он вдруг видел рожающую женщину. Как минимум то, что мы сейчас можем назвать страхом, неприязнью, или наоборот благоговением и трепетом. Спектр эмоций вероятно был не настолько широк. Однако нет сомнений в том, что у мужчины возникала прямая ассоциация с увиденным ранее, в миру. Эта ассоциативная связь выражается в изображениях и скульптуре.

Разнообразие статуэток, найденных по всему миру. Источник: Викисклад
Разнообразие статуэток, найденных по всему миру. Источник: Викисклад

Тело палеолитической Венеры — масса ее собственного плодовитого тела, саморождающая и самозарождающаяся. Именование Венерой, кстати, по-мужски ироническое. Так статуэтки были названы маркизом де Вибре, который впервые обнаружил их на юго-западе Франции, около 1864 года. Он назвал статуэтку Venus Impudique , или Венера распутная, противопоставляя ее таким образом античной и более поздней фигуре Venus Pudica, или Венере Целомудренной. У статуэтки отсутствуют голова и конечности, но ярко выражена вульва. Такая же обнаружена и у других найденных статуэток. Данная Венера как-будто бы должна являть собой символ плодородия, однако по мнению некоторых ученных, скорее представляет собой молодую девушку. Чего не сказать о Венере Виллендорфской — объемной и тучной, как бы склоненной над своим обремененным животом.

Венере не нужны органы чувств. Она и сама орган. Венера не имеет ни личности, ни того, что мы привыкли изображать как настроение. Настроение, которое или есть, или его нет. У Венеры настроение есть всегда. Она наделена настроением, чтобы создавать, отбирать, создавать вновь. Нет психологии, как понимания отношения к собственному настроению. Венера не настроена "не делать". Ее настроение обеспечено космической вибрацией, музыкой небесных струн, что нам — современным индивидам — слышен только наедине с собой. Настроение Венеры слишком заметно, чтобы его "изображать лицом", отвлекать от непосредственного действия. Венера будто созерцает себя, чтобы в случае чего быстро исправить негодность. Она — беспокойная и беспредельная сила. Она бесформенна, и против бесформенности ее мы действуем эвклидовой геометрией. Палеоантроп был не в состоянии противостоять и противопоставлять ничего, кроме как отдать себя целиком ритуалу.

Подверженный непрерывным атакам со стороны окружающей среды, человек создает семью, а затем и общину. Это безусловно послужило древнему обществу развитием. Мужчине необходимо стать хозяином домашнего очага, защитить женщину. Он также осознает свой вклад в зачатие. Матка женщины будто представляется благодатной почвой для семени, откуда вновь и вновь зарождается потомство, а следовательно укрепляется и растет община. Вероятно от этого осознания зарождается культ Богини-Матери.

Сидящая женщина, найденная в Мунхате в 1965 году, является одной из многих подобных статуэток, обнаруженных на стоянках в Ярмукии. Источник: Викисклад
Сидящая женщина, найденная в Мунхате в 1965 году, является одной из многих подобных статуэток, обнаруженных на стоянках в Ярмукии. Источник: Викисклад

Немецкий археолог Эдуард Герхард (1795—1867 гг.), в 1849 году предположил, что разнообразие богинь в древнегреческой мифологии, не более чем лики единственной богини-матери. По словам ученого подобный монотеистический культ царил и в доисторические времена. Герхард связывает богиню с концепцией Матери-Земли. Великое таинство женской созидательной и животворящей силы, было актом отраженным в самой природе. Божество не имеет ничего общего с со своим "придатком" — мужчиной, который ко всему прочему взаимозаменяем. В палеолитическом искусстве нет вообще ничего похожего на фигуру Отца. Среди всех найденных фигурок можно выделить примерно двадцать различных типов женских и лишь пять условно-мужских, скорее антропоморфных, отсылающих к шаманам.

Пока искусство не получило визуального статуса, оно служило магии вопрошания. Мужчина просит и задабривает Богиню-Мать, чтобы та беспрестанно дарила жизнь всему живому. Партеногенез богинь плодородия в разных культурах — обычное дело. Тучность статуэтки, как запрос, пожелание, воззвания к благосклонности, давать, но не пожирать детей своих. Мужчина в различных формах обращается к этой избыточности тела, чтобы получать дары. Камилла Палья в соей нашумевшей книге "Личины сексуальности: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон" пишет:

В соответствии с любым стандартом красоты, она [Венера из Виллендорфа] некрасива. Но красота еще не стала критерием искусства. Искусство палеолита — магическое, ритуальное воссоздание желаемого. Наскальные рисунки не предназначались для зрителей. Бизоны и северные олени заполняют стены, следуя за гребнями и бороздами камня. Искусство было обращением, призывом: природа-мать, пусть вернуться стада, чтобы человек мог есть. Пещера — внутренности богини, а искусство — сексуальная пачкотня, зачатие.

То есть мужчина палеолита видел в пещере женское чрево, в которое возвращался, чтобы отметить, изобразить желаемое? Вероятно, да.

Напоследок, обратимся к книге археолога и культуролога Марии Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы". В одной из глав автор перечисляет категорий. функций и символы божеств. Автор выделяет четыре основных категории:

  • Богиня, олицетворяющая производительную силу природы. Это дарящие жизнь, покровительницы размножения, хранительницы жизни
  • Богиня, олицетворяющая разрушительную силу природы, или Богиня смерти, которая предстает в виде ядовитой змеи, или хищной птицы
  • Богиня возрождения, регенерации. Ей подчинены жизненные циклы природного мира. Символически божество ассоциируется с маткой, лобковым треугольником, эмбрионом. Иногда изображено в виде жабы, лягушки, головы бизона, треугольника или двойного треугольника. Богини смерти и возрождения неразрывно связаны и выступают порой как единое божество
  • Немногочисленные доисторические божества мужского пола (3—5% от общего скульптурного наследия) в виде фаллоса или фаллических изображений. Но может быть служить и указанием на андрогинность богини.

Таковы были представления и верования в доисторическую эпоху. Ка мы видим, женщина была наиболее почитаемой, ассоциировалась с божеством, что в процессе так называемой эволюции сознания было по большей части утрачено. Однако в дальнейшем мы увидим, как развивалась "женская" религиозная ветвь и каким образом это повлияло на сознание поколений в будущем.

—————————————————————————————

С вами был канал "Вестник". Читайте, комментируйте, задавайте вопросы. Вместе проще разобраться!