Есть в Санкт-Петербурге памятник Петру I, который помимо высокой художественной ценности интересен и своей необычной судьбой. Его автор Марк Матвеевич Антокольский – академик Императорской Академии художеств, получивший звание за скульптуру другого властителя земли русской – Ивана Грозного.
Над созданием статуи Петра I Антокольский начал работать в 1871 году. Он торопился, работал день и ночь, чтобы успеть к Политехнической выставке, посвященной двухсотлетию со дня рождения Петра I. Марк Матвеевич решил изобразить Петра не величественным императором, а таким, каким он мог бы быть в реальной жизни. Для работы над статуей Антокольский просит своих друзей выслать ему портреты и гравюры начала 18 века. Художник И.Н. Крамской даже делает точный рисунок посмертной маски Петра и высылает его в Рим Антокольскому.
Через год упорного труда памятник готов, он был представлен на Политехнической выставке и вызвал противоречивые отзывы. Представители мира искусств высоко оценили памятник Петру, а вот официальная критика посчитала эту работу Антокольского слабой. Видимо поэтому после выставки гипсовую скульптуру переместили в литейную мастерскую Академии художеств, где статуя постепенно разрушалась.
Когда через 5 лет Антокольскому привезли из России то, что осталось от Петра, то он чуть не расплакался от обиды и хотел было уничтожить скульптуру. Но Марку Матвеевичу стало жалко трудов, вложенных в эту работу, и он восстановил статую к выставке в Париже. В 1877 году здесь состоялась первая Всемирная выставка, и вот на ней-то памятник Петру I произвел настоящий фурор, о нем заговорила вся зарубежная пресса. После этого и русское правительство обратило внимание на скульптуру. Спустя несколько лет выходит указ об установке памятника Петру I по модели Антокольско перед дворцом Монплезир в Петергофе. С этого момента началось триумфальное шествие Петра по России.
В 1903 году к двухсотлетию Таганрога (приморского города, основанного Петром I) отлили памятник с авторской копии скульптуры. Считается, что это единственный сохранившийся Петр, отлитый под непосредственным руководством Антокольского. В этом же году памятник Петру I появился в Шлиссельбурге.
К двухсотлетию Полтавской битвы памятник по модели Антокольского установили перед Сампсониевским собором в Петербурге. Через 20 лет его разобрали и увезли в запасники Третьяковской галереи. Снова Петр появился перед собором лишь в 2003 году, однако это новая скульптура, что стало со старой – история умалчивает.
Еще один Петр в Петербурге был установлен на Кирочной улице перед зданием полкового госпиталя Преображенского полка. Простояв 20 лет, памятник отправился в Центральный Военно-морской музей.
В 1914 году еще один портовый город - Архангельск - обрел памятник Петру I. В Архангельск приезжал молодой Петр с грандиозными планами по созданию морской державы.
Именно "архангельский" вариант Петра изображен на купюрах в 500 рублей, которыми мы с вами до сих пор пользуемся. Это не первое появление памятника на денежных знаках: в конце 19 века скульптура была изображена на государственных кредитных билетах, и что интересно – номиналом также в 500 рублей.