В Госдуму внесён очередной законопроект об отмене ЕГЭ
Единому государственному экзамену в России уже более 10 лет. Но до сих пор страсти и споры вокруг формата такой проверки знаний не умолкают. Кто-то говорит о том, что экзамен влияет на качество образования выпускных классов, кому-то не нравится система тотального контроля, а кто-то сетует на то, что перед этим экзаменом родители выкладывают львиные доли своих бюджетов на оплату репетиторов. Но тем не менее есть и неоспоримое огромное преимущество такой системы – это возможность ученику из глубинки поступить в любой престижный вуз страны, снижение уровня коррупции в вузах. Точку в этом долгом споре сторонников и противников ЕГЭ поставить никак не удаётся. И это говорит о том, что в любом случае система несовершенна. Поэтому в начале июня сразу три фракции: ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» – внесли в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ.
Слабые стороны закона
Инициаторы проекта предлагают вместо Единого государственного экзамена в каждом регионе ввести свои выпускные экзамены, которые будут утверждаться региональными властями. Если инициативу поддержат, то, по задумке авторов, закон должен вступить в силу с 1 января 2025 года.
Тем не менее к этой инициативе возникает больше вопросов, чем ответов. Насколько она логична и чего от неё ждать, разъяснил юрист Тимур Темиргалиев.
– Что касается логичности и последовательности, то это не самая сильная сторона российского законодателя, вспомнить хотя бы, как неоднократно вводился и отменялся переход на сезонное время, – комментирует юрист. – Между тем признать ошибочность какой-либо реформы и откатить всё назад – дело правильное, однако в рассматриваемом случае об этом говорить нельзя.
Правовед отметил, что, во-первых, это уже не первая попытка отдельных законотворцев инициировать отмену Единого госэкзамена. Во-вторых, аргументируя необходимость отмены ЕГЭ в пояснительной записке, авторы законопроекта указывают, что содержание экзамена оторвано от школьного курса, родители вынуждены нести непосильные расходы на подготовку к ЕГЭ, данный экзамен лишает образование системного подхода, потому как нацелен исключительно на прохождение узкоспециализированных тестов, а также отмечают моральное напряжение, сопровождающее подготовку и сдачу экзаменов, которое становится причиной нервных срывов у подростков.
– Если прочесть текущую редакцию проекта закона, то подготовившие его депутаты предлагают не вернуть порядок, который существовал до введения обязательного ЕГЭ, а всего лишь заменить сдачу ЕГЭ на проведение аттестации по образовательным программам в форме государственных экзаменов и принимать в вузы на основе этих результатов, – говорит Тимур Темиргалиев. – При этом задания к экзаменам будут утверждать на уровне региона, и в этом будет ключевое отличие от существующего порядка итоговой аттестации выпускников школ. Из этого можно сделать вывод, что текущая инициатива «отменить ЕГЭ» не способна решить обозначенные выше проблемы. Поэтому, вероятнее всего, этот законопроект постигнет судьба его предшественников.
Вопросы качества
Тем не менее преподаватели вузов отмечают, что студенты, которые попадают в вузы путём сдачи ЕГЭ на бюджетные места, довольно грамотны. Но тут встаёт другой вопрос: из-за страха родителей перед экзаменом бывает, что на коммерческих местах как раз учатся люди, которые и вовсе не заинтересованы в образовательном процессе.
– Учащиеся, которые проходят в вуз по ЕГЭ на бюджетные места, очень сильные, развитые, хорошо подготовленные, а самое главное – у них мощная мотивация на обучение, – комментирует ситуацию профессор кафедры связей с общественностью, сервиса и туризма ОмГУПС Сергей Костарев. – Однако сама технология натаскивания в школах на сдачу ЕГЭ часто идёт через избыточное давление на ребёнка, а в результате у выпускников школ не очень приятные воспоминания о школе. Может быть поэтому часть учеников не стремится получить высокие баллы и поступает в вузы на коммерческой основе.
Профессор отметил, что есть ещё один путь для поступления в вузы – участие в предметных олимпиадах, победители которых получают право на зачисление. Возможно, такой путь для учащихся более естественный, так как оцениваются специальные знания из интересных областей, но олимпиадников пока очень мало.
– Так может имеет смысл развить именно такую систему оценки? А не отменять ЕГЭ, – отмечает Сергей Владимирович. – Конечно, система ЕГЭ несовершенна, но мы уже к ней постепенно привыкли, поэтому считаю нужным просто доработать, улучшить уже существующую систему, а не придумывать новую.
Позиция многих педагогов довольно схожа в этом вопросе. Хотя некоторые также отмечают отсутствие вариативности в тестовых заданиях, что иной раз даёт неполную картину знаний абитуриентов.
Убрать «дамоклов меч»
Как выяснилось, зачастую сдачи ЕГЭ больше боятся родители, чем их дети. Но, как ни странно, многие мамы и папы также относятся позитивно к этой системе.
– На мой взгляд, такая форма экзамена существенно уравнивает в правах детей из разных регионов, с разным уровнем достатка в семье, – комментирует мама студента Анна Балашова. – Раньше, чтобы попытаться поступить в престижный вуз, надо было потратиться на дорогу, проживание в другом городе и так далее, при этом положительный результат не был гарантирован. Далеко не все родители могли себе это позволить. Сейчас, имея проходной балл по ЕГЭ, ребёнок сразу едет на учёбу.
Тем не менее мама отметила, что плохо то, что в год перед сдачей ЕГЭ, ОГЭ дети и учителя основное учебное время уделяют «натаскиванию» на тестирование, что, по мнению родителей, негативно сказывается на общем уровне знаний выпускников.
– Я думаю, ЕГЭ нужно оставить, но он требует доработки. А что касается стресса для ребёнка. По моим наблюдениям, мы, родители, ЕГЭ боялись гораздо больше, чем дети. Хотя и у них волнение, безусловно, присутствовало, – отмечает Анна Балашова. – Но оно есть в любом случае во время экзаменов. По моему мнению, чтобы снизить уровень стресса, нужно убрать этот «дамоклов меч» единственного шанса. То есть когда ребёнок недостаточно хорошо сдал экзамен, переволновался, например, он должен знать, что сможет пересдать экзамен. Тогда он будет гораздо спокойнее относиться к процессу.
Другая мама, Ольга Симонова, тоже вполне положительно оценивает ЕГЭ, но при этом отмечает, что есть недостатки. Излишний контроль сильно давит на детей.
– Многие слышали историю о прохождении ЕГЭ в Воронежской области, когда девочки во время проверки были вынуждены снять нижнее бельё. И вот это, конечно, перебор, – говорит Ольга Симонова. – На мой взгляд, нужно уменьшать подобное давление. Тем более ведь существует масса способов убедиться, что ребёнок не списывает. Те же видеокамеры в кабинетах, присутствующие учителя.
Не так страшен чёрт, как его малюют
Как оказалось, сами студенты действительно гораздо проще относятся к ЕГЭ, чем их родители.
– Волнение будет при любом формате сдачи экзаменов. На мой взгляд, с ЕГЭ степень переживаний искусственно преувеличена, – говорит студент ОмГУПС Анатолий Семёнов. – Хотя есть, конечно, свои нюансы. Сдача ЕГЭ ставит человека в определённые рамки, например некоторые задания предполагают вариативность ответов, но ты должен ответить именно так, как требуют.
Студент отметил, что подготовка к ЕГЭ очень сложная, если ты хочешь поступить в вуз. И это усложняется тем, что по некоторым предметам с десяток вопросов выходят за рамки школьной программы.
– И здесь два пути: либо самому искать специализированную литературу и по ней учиться, либо идти к репетитору, – отмечает Анатолий. – В большинстве случаев все выбирают второе. Вот, возможно, систему ЕГЭ можно было бы как-то скорректировать, чтобы она укладывалась в знания, которые дают в рамках школьной программы.
Студент ОмГУ Роман Плотников также отметил, что волнение от ЕГЭ сильно гиперболизировано.
– Нас предупредили, что будет контроль, и к этой стороне сдачи мы относились спокойно, – говорит студент. – Что касается подготовки, то да, тут пришлось потрудиться. Русский язык и литература укладывались в рамки школьной программы. К ЕГЭ по математике учительница добровольно, бесплатно проводила с нами дополнительные занятия. А вот тесты по химии и биологии выходили за рамки школьной программы. Я ходил к репетиторам, иначе, полагаю, сдать их невозможно.
Система ЕГЭ с 2009 года уверенно вошла в нашу жизнь. Стоит добавить, что многие к ней привыкли. Но корректировки, несомненно, нужны, они прозвучали в словах педагогов, родителей и их детей. Так, может, прежде чем обнулять то, что уже хоть как-то работает, стоит усовершенствовать то, что есть?
Ольга БОРОВАЯ.