"Основы нашего экономического роста нестабильны, и мы можем получить резкое увеличение безработицы, как это произошло в 2009 году (следствие глобального финансово-экономического кризиса. - А.А.). У нас экспортабельная сфера задыхается, идет разрушение позвоночника экономики. Не может быть длительной модель экономического роста за счет неэкспортабельного отрезка, это невозможно: в какой-то момент он останавливается, после чего разрушаются опоры экономики", - заявил на днях бывший министр финансов Армении и авторитетный международный эксперт в сфере управления Вардан АРАМЯН. Чем же он так недоволен?
ПРИ ВНЕШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ, КОГДА ЗА 5 МЕСЯЦЕВ ЭТОГО ГОДА (относительно того же периода 2023 года) экспорт из Армении вырос аж в 2,5 раза (в денежном выражении - чуть более $7 млрд), экс-министр предупреждает об удушении ориентированных на экспорт производств и грядущем коллапсе экономики. Не странно ли?
Нет, не странно. Очевидно, что эксперт ни на йоту не доверяет правительству Пашиняна и не верит, что высокие темпы роста экспорта имеют хоть какое-то отношение к национальному производству. О том, что мы на самом деле экспортируем (на деле - реэкспортируем), "ГА" писал не раз, поэтому не будем на этом лишний раз останавливаться. Приведем лишь опубликованные на днях Статкомитетом РА данные, согласно которым, за 5 месяцев с.г. производство ювелирной продукции выросло на незаметные 0,7% (в денежном выражении выпуск составил около 27,6 млрд драмов), и случилось это сразу после того, как импортированное золото и иные ювелирные изделия были переведены в статистическую графу "производство основных металлов", которое мгновенно выросло в 4,3 раза, превысив сумму более чем в 284,6 млрд драмов!
Понятно, что в базовые металлы "закопали" то самое загадочное золото, которое и обеспечило взрывной рост соответствующей статистической статьи. Это тем более очевидно, что производством базовых металлов у нас занимаются в горнорудной отрасли, которая, напротив, просела почти на 9%. Причем, что особенно тревожно, резкий спад произошел в производстве дорогого по стоимости молибденового концентрата (80,1%), а также продукции более высокого передела (то есть, опять же более дорогой, с высокой добавленной стоимостью) - ферромолибдена (54,2%) и тонкой алюминиевой фольги (68%).
Кстати, Armstat приводит разбивку данных и по внешнеэкономической деятельности, из которых становится понятно, откуда и куда в основном перемещается чужое золото, которое, повторимся, за счет каких-то темных операций аккуратно вписывается в графу национального производства. Так, по величине импорта (золота и ювелирных изделий. - А.А.) в Армению с большим отрывом лидирует Россия (рост в 5 раз!), а по величине экспорта из Армении (наверняка той же продукции. - А.А.) - ОАЭ (рост в 7,5 раза!).
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ национальной промышленности, если в стране падает производство пищепродуктов и напитков, одежды, химической продукции, электронно-оптического оборудования, автозапчастей и т.д.
В эти дни министр экономики Армении Геворг Папоян находится в Екатеринбурге (РФ), где в рамках международного форума "Иннопром" участвует в заседаниях Советов по промышленной политике СНГ (10-е заседание) и ЕАЭС (6-е заседание). Выступая на одном из заседаний, он, в частности, заявил, что правительство "прилагает все усилия для содействия инновациям в промышленной сфере". Разумеется, армянский министр не стал делиться с коллегами по интеграционным союзам нюансами и секретами той самой золотой "инновации", позволившей, приписывая чужую продукцию себе, беззастенчиво нарисовать на листочке рост промышленной продукции в Армении за 5 месяцев на уровне 122%. Впрочем, об этом все либо знают, либо по умолчанию догадываются. Чем бы дитя не тешилось…
Подписывайтесь на наш канал!