Страниц: 350
Оценка: 6/10
Первое издание: 2021 г.
Увлекательность: 6/10
Прописанность героев: 6/10
Сюжет: 6/10
Глубина: 7/10
Эмоции: 6/10
Идея: 7/10
И как всегда я стала жертвой красивой обложки. Этот мексиканский череп манил меня, обещая что-то атмосферное, со вкусом местных обычаев и верований. А вот реальность оказалась грязной и неприятной. И несмотря на Букера и лестные оценки критиков, я не смогла адекватно воспринять эту книгу.
В этой книге вы не увидите жизнерадостных мексиканцев, отдыхающих под ярким солнцем, не услышите звуки маракасов и гитары. Здесь всё грязно и темно.
События начинаются со смерти некоей ведьмы — ну, она не ведьма, конечно, и нет тут и грамма магического реализма, так присущего Южной Америке. Просто люди однажды невзлюбили одну девушку, стали её сторониться. И спустя время её стали звать ведьмой, бояться, но всё равно наведываться за снадобьями и отварами. И вот у той ведьмы и родился ребёнок, которого назвали ведьмой малой. А когда мать умерла, осталась просто ведьма, уже без малой или младшей.
И вот и она умирает, и мы видим это событие на периферии зрения разных героев. Один — некий паренёк Луисми, молодой ещё, но уже скатившийся куда-то на подножие социальной лестницы. Другая — его подружка по имени Норма. Она во многом под стать ему, и в свои 13 лет уже успела наделать делов. Есть и другие, но эти двое мне запомнились больше всего.
Роман показывает самое дно человеческой жизни. Где отчимы растлевают падчериц, а преступники пытаются откупиться от полицейских новыми кроссовками, где в череде ночёвок в грязных бедных лачугах и возлияний нет ни малейшего просвета.
Мне эта книга напомнила «Смерть в Сонагачи» — о проституции в Индии. Те же грязь, темнота, безвыходность.
Однако если в «Смерти...» идея выделена довольно ярко — ужасы подневольной проституции в странах третьего мира, — то здесь это притупляется тем, что нет ни героя, который воспринимал бы происходящее как что-то выходящее за рамки. Да, есть тётка Луисми, которой очень не нравится поведение племянника и которая на него заявляет, но всё подаётся так, как будто она недовольна исключительно плохим и преступным поведением паренька, а не всей окружающей действительностью в целом. Люди живут в ужасающих условиях, однако не рефлексируют на эту тему. Всё их восприятие строится на парадигме, что это вполне адекватная реальность и другой нет. В то же время в «Смерти в Сонагачи» была героиня, которая всё повествование которая хотела вырваться из порочного круга.
Да, возможно, я хочу, чтобы мне озвучивали идеи так прямолинейно, а по-другому я не понимаю.
Сюжета здесь тоже как такового нет, ибо большая часть текста ретроспективна и приводит нас к одной точке — смерти Ведьмы. Да и в тексте чёрт ногу сломит, и это одновременно и его недостаток, и достоинство. Он идёт единым полотном и ощущается как бесконечный поток сознания, где перемешиваются воспоминания, реальность и надежды. Текст гипнотичен, но стоит тебе в него погрузиться, как ты перестаёшь понимать, что вокруг происходит. Он затягивает в себя, и вкупе с нелинейным повествованием ты погружаешься в это грязное болото, сживаясь с происходящим.