Найти тему
SB.BY

Литературное сообщество посвятило 2024 год лейтенантской прозе

...Война выпала на их молодые годы, в большинстве своем они прошли ее в младших офицерских чинах. Вот и получилось, что в этом году сразу у нескольких из их плеяды — столетний юбилей. В чем феномен лейтенантской прозы — чуждой пафоса, правдивой, выбиравшей зачастую скромные формы небольших повестей? Об этом корреспондент Союза беседует с российским писателем, главным редактором Роман-газеты Юрием Козловым.

   Литературное сообщество посвятило 2024 год лейтенантской прозе
Литературное сообщество посвятило 2024 год лейтенантской прозе

Юрий Козлов: Лидером лейтенантской прозы по праву считается Василь Быков.СЕРГЕЙ МИХЕЕВ — Что это за явление — лейтенантская проза? Почему ее герои оказались близки поколениям, войны не видевшим? — В СССР лейтенантская проза заявила о себе в годы хрущевской оттепели, когда были опубликованы произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Григория Бакланова, Виктора Курочкина, Константина Воробьева. Этим писателям удалось вплавить вечную тему взросления и юношеских переживаний героев в жестокие будни войны, взвесить их на весах жизни и смерти, показать, что и на войне есть место светлым мечтам о любви, правде, смысле жизни и справедливости. Молодые офицеры, солдаты, партизаны, девушки-зенитчицы стали едва ли не самыми чистыми и искренними, не деформированными идеологией и прочими издержками соцреализма героями в русской советской прозе. Их родила жестокая, но своя (ее не выбирают) мать-война. Да, в них была ненависть к врагу, но не было внутреннего ожесточения, превращающего человека в зверя. — Это явление исключительно нашей литературы? Или есть у него родные братья в мировой прозе? — Эта проза была литературным гимном первому постреволюционному поколению, ушедшему на фронт со школьной скамьи. Но это еще и явление мировой литературы. Можно вспомнить такие произведения двадцатых годов, как На Западном фронте без перемен Ремарка, Смерть героя Олдингтона, Прощай, оружие! Хемингуэя, Огонь Барбюса. Авторов и героев этих книг Гертруда Стайн назвала потерянным поколением. В прозе советских фронтовиков-победителей тоже звучит мелодия потерянности, несогласия с реалиями сталинского времени. Это одновременно героическая, горькая и честная литература. — Роман-газета еще в годы становления лейтенантской прозы предоставляла свои страницы представителям нового направления... — Да, Роман-газета знакомила читателей практически со всеми классиками лейтенантской прозы: Василем Быковым, Владимиром Богомоловым, Юрием Бондаревым, Виктором Астафьевым, Григорием Баклановым, Константином Воробьевым. Но мы представляли читателям и менее известных авторов: Федора Сухова (роман Ивница), Николая Самохина (Сходить на войну), Зою Прокопьеву (Своим чередом). Это тоже прекрасная проза о войне. В разные годы в Роман-газете публиковались многие белорусские писатели, затрагивающие в своих произведениях тему войны: Иван Шамякин, Петрусь Бровка, Иван Мележ. Периодически мы выпускаем сборники современных белорусских авторов. Так, в этом году выходила прекрасная повесть о военном времени в оккупированном белорусском селе современного белорусского писателя Алеся Бадака Нелюдимый. Презентации этого номера состоялись в АСПИР и на Минской книжной ярмарке. — Вклад Беларуси в Победу в Великой Отечественной войне огромен. А как оцениваете ее вклад в литературу о Второй мировой? — Лидером лейтенантской прозы по праву считается Василь Быков. В лучших своих произведениях — Третья ракета, Альпийская баллада, Мертвым не больно, Сотников, Пойти и не вернуться — он показал, как близость смерти меняет внутренний мир человека, как с него сходит все наносное и проявляется его истинная суть. Психологически точно определял точку, с которой начиналось необратимое изменение личности. Писатель понимал войну как некое чистилище, пройдя через которое человек становится героем, как Сотников, или предателем, как его товарищ по партизанскому отряду Рыбак. — А почему Ассоциация союзов писателей и издателей России выбрала именно 2024‑й Годом лейтенантской прозы? — В нынешнем году мы действительно отмечаем вековой юбилей со дня рождения многих писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева, Виктора Астафьева, Василя Быкова, Бориса Васильева. С одной стороны, внимание к их произведениям — дань памяти. С другой — сегодняшние события заставляют проводить определенные параллели. Наши молодые писатели, к примеру, авторы Роман-газеты Дмитрий Филиппов, Станислав Смагин, участвуют в боевых действиях, обжигаются фронтовым опытом, дай бог им вернуться домой целыми и невредимыми. Советская лейтенантская проза — высокая литературная планка. К слову, к лейтенантской прозе можно отнести и Севастопольские рассказы Льва Толстого. — Насколько этот пласт литературы влияет на современную литературную жизнь? — Сегодня дискуссии о военной литературе ведутся практически на всех площадках, переиздаются книги писателей-фронтовиков, публикуются литературоведческие статьи. На книжной выставке в Минске мы с главным редактором Литературной газеты Максимом Замшевым рассказывали о лейтенантской прозе курсантам военных училищ Беларуси. На июньском книжном фестивале Красная площадь АСПИР организовал обсуждение творчества писателей-фронтовиков. О прозе Быкова рассказывал хорошо знавший его писатель Алесь Кожедуб. Вместе с писателями Сергеем Михеенковым, Владимиром Березиным, Ефимом Бершиным мы обсуждали с читателями произведения Владимира Богомолова. Эта литература никуда не ушла, она всегда будет с нами. — Накануне 80-летия Победы есть ли в портфеле Роман-газеты произведения, связанные с Великой Отечественной? — Эта тема присутствует в произведениях многих современных российских писателей: Александра Проханова, Владимира Личутина, Юрия Полякова, Бориса Евсеева, Александра Куприянова, Анатолия Салуцкого. У кого — в виде семейных преданий, воспоминаний, у кого — в стремлении соотнести образ Великой Победы с реалиями сегодняшнего дня. Роман-газета по праву считается народным журналом. Пока наш народ помнит о войне, мы будем публиковать такие произведения. Екатерина Пряхина pryakhina@rg.ru