Перегрев тормозных дисков: причины и способы предотвращенияС наступлением жары не только системе охлаждения приходится работать интенсивнее, но и тормоза подвергаются дополнительной нагрузке. В статье мы рассмотрим, как предотвратить перегрев дисков и что делать, если это всё же произошло.
Признаки перегрева тормозных дисков
О том, что тормозные диски перегрелись, можно понять по следующим признакам:
- Педаль тормоза становится мягкой, её ход увеличивается, для эффективного торможения на неё приходится давить сильнее.
- Появляется запах горящих колодок и раскалённого металла.
- Со стороны тормозных механизмов (суппортов) иногда слышны скрипы и скрежет.
- Тормозные диски меняют цвет: перегретый металл становится синим, на поверхности появляются трещины, напоминающие сухую землю.
- Из-за деформации плоскости диска при торможении чувствуется вибрация на руле. «Волны» на дисках — следствие воздействия очень высокой температуры.
Почему греются тормозные диски
Причины перегрева тормозной системы
Перегрев тормозной системы может произойти из-за неправильной работы её компонентов.
Одна из возможных причин — подклинивание тормозного суппорта. Если в рабочие механизмы суппорта попадает грязь (например, из-за порванного пыльника), то поршень, который прижимает колодку, может заедать. В этом случае даже после того, как водитель отпускает педаль тормоза, колодка не отходит от диска должным образом. Постоянное трение вызывает перегрев.
Также перегрев возможен при тяжёлых условиях движения. Например, если автомобиль буксирует прицеп в жаркую погоду, а маршрут включает затяжные спуски.
Ещё одна причина — низкое качество колодок или тормозных дисков. В этом случае эффективность торможения снижается, и водителю приходится сильнее и чаще нажимать на тормоз. Это может привести к перегреву.
Кроме того, перегрев возможен из-за стиля езды, который не соответствует возможностям тормозной системы. Если водитель часто резко тормозит со скорости в жаркую погоду, то обычные тормоза могут перегреться и выйти из строя.
Почему греются задние тормозные диски
Задние тормоза заслуживают отдельного внимания — они часто перегреваются вне зависимости от передних. Обычно это происходит из-за заклинивания или неправильной регулировки ручного тормоза. При этом основная тормозная система (от педали) работает исправно, а стояночный тормоз (ручник) постоянно частично удерживает автомобиль и приводит к нагреву задних дисков.
Почему греются тормозные диски после замены
После замены дисков и колодок в первое время (несколько десятков километров) происходит притирка деталей. В этот период возможен небольшой нагрев тормозных механизмов, даже без нагрузки. Однако этот эффект кратковременный и незначительный.
Если нагрев сильный (греется даже колёсный диск), это может привести к поломкам. Чаще всего причиной этого становятся подклинивающие поршни суппортов из-за повреждённого пыльника.
На старом диске, толщина которого уменьшалась по мере износа, поршни выдвигались из суппорта. Особенно это было заметно, когда колодки подходили к концу своего ресурса. После установки новых деталей (часто вместе с дисками меняют и колодки) возросшая общая толщина диска и колодок утопила поршень обратно в корпус суппорта.
За несколько лет работы в прежнем положении поверхность поршня, которая находилась «на улице», покрывалась грязью и коррозией. Это происходило из-за повреждения пыльника, часто незаметного глазу. В результате в новом рабочем положении (утопленном в суппорт) поршни подклинивали, что приводило к нагреву тормозных дисков.
То же самое происходит и при замене колодок. Если на старых ездили до металла, а пыльник был повреждён, то после замены колодок (и смены рабочего положения поршней на более утопленное) возможно подклинивание и нагрев.
Греются тормозные диски: что делать
Чтобы предотвратить перегрев тормозной системы, можно предпринять два основных действия: устранить неисправность или изменить стиль вождения. В качестве альтернативы можно улучшить тормоза, чтобы они могли выдерживать интенсивность эксплуатации.
Для устранения проблемы перегрева обычно предпринимают следующие шаги:
- устраняют подклинивание суппортов, что в большинстве случаев требует их очистки и переборки с использованием специальных ремкомплектов;
- настраивают ручной тормоз, если он «закусывает»; для этого используют специальный алгоритм, описанный в Руководстве по ремонту;
- устанавливают качественные детали (колодки и диски), если проблема не в суппортах и не в ручном тормозе;
- дорабатывают тормозную систему. Тюнинг тормозов может включать замену суппортов, дисков и колодок, а также полный апгрейд с установкой мощного вакуумного усилителя, армированных шлангов и других компонентов.
Последствия перегрева тормозных дисков
Во-первых, биение дисков снижает эффективность их работы и увеличивает тормозной путь при резком торможении на высокой скорости.
Во-вторых, постоянная вибрация не только ухудшает комфорт вождения, но и сокращает срок службы других компонентов и систем автомобиля, например, рулевого управления.
И наконец, если продолжать использовать сильно перегретый диск, в какой-то момент он может треснуть или даже разрушиться. Последствия такой ситуации очевидны.