Житель Казахстана Зейнулла Жулдаспаев через одну из социальных сетей обратился в редакцию исилькульской районной газеты «Знамя» с таким письмом: «Здравствуйте! Пишет вам военный пенсионер Жулдаспаев Зейнулла Даирович, уроженец аула Новый Тасан Исилькульского района Омской области. Вы не смогли бы найти информацию о моей Родине? Меня увезли из аула в 1959 году. Отец мой, Жулдаспаев Даир, долгие годы работал в Исилькульскои районе председателем укрупненного казахского колхоза, а также инструктором райкома партии в Исилькульском районе, зав. военным отделом райкома партии. Мама - Жулдаспаева Разия, в девичестве Никифорова Елизавета Афанасьевна. Отец переделал ей документы, так как она подверглась репрессиям: она из старого рода православных священников».
Сразу понятно, какие интересные судьбы стоят за этим посланием. К своему сообщению Зейнулла Даирович приложил ссылку на статью «Машлякская трагедия, или Куда ведут лабиринты судьбы», опубликованную на сайте татарстанской газеты «Туганайлар» в 2012 году, повествующую о судьбе его матери. Вот фрагмент из нее: «…Елизавета Афанасьевна, по стопам братьев и сестер, поступила учиться на педагогические курсы в Чистополе. Когда выяснилось, что она дочь «клерикального элемента», Елизавете пришлось уехать в Омск к сестре Фекле. Был голодный 1932 год. Фекла Афанасьевна с мужем устроили Елизавету на курсы воспитателей детских домов. По окончании курсов Елизавета получила направление в Исилькульский район. Ее отправили в казахский аул Тасан воспитателем детского сада. Здесь-то она и познакомилась с молодым председателем колхоза Даиром Жулдаспаевым. Юная воспитательница и председатель полюбили друг друга. Первой преградой к их счастью стали родители Даира, которые не хотели признавать их брак. Все же после рождения первенца им пришлось принять сноху. Мало того, когда мужа забрали в армию, Елизавета с сыном перебралась к родителям Даира, а ношу председателя колхоза взвалила на свои хрупкие плечи. В 1941 году Даир вернулся и освободил жену от тяжелой ноши. Но ненадолго. Скоро началась война. Даир с первых дней ушел на фронт, а колхоз, уже без мужчин и лошадей, снова перешел к Елизавете... На целых шесть с половиной лет. Даир вернулся живой и невредимый только в декабре 1946 года. С первого же дня принял обратно на себя колхоз. И долго тянул эту лямку. Они родили и воспитали семерых детей. Всем дали образование. Детей воспитывали на своем собственном примере - честными, самостоятельными, ответственными…».
Еще одна статья - «Из поколения в поколение», опубликованная в районной газете поселка Смирново Аккайынского района Северо-Казахстанской области (республика Казахстан), написана по воспоминаниям Зейнуллы Жулдаспаева о его отце: «Никогда не рассказывал отец про войну. Жил скромно, не выпячивался. Знаю точно, что боевое крещение папа получил во время боевых действий на Халхин-Голе в 1939 году. Он тогда служил срочную службу, демобилизовался в 1940 году. Женился отец перед службой в армии.
Папа был образованным человеком, окончил школу-семилетку и медресе. Это по тем временам было сродни университету. В том же 1940 году возглавил колхоз на своей Родине.
В июле 1941-го был вновь призван в действующую армию. Победу встретил в 1945 году в составе 9-й воздушной армии, парторгом 109-го инженерного батальона, командовал авиатехниками на Дальнем Востоке. До этого воевал на Западном фронте, был контужен (обстоятельств контузии не знаю), после выздоровления – направлен в военное училище, стал офицером.
По возвращении отец снова возглавил колхоз, окончил партийную школу… Были и такие обстоятельства, что папу снимали с должности во времена массового переселения казахов на историческую Родину. Это во времена Хрущева было. Мы тогда в Черкасский совхоз приехали. Папа простым рабочим устроился, со временем до заместителя председателя дослужился, парторгом три месяца отработал, и его перевели в Смирново парторгом Советского СМУ. С этой должности и ушел он на заслуженный отдых…».
Согласно исторической справке, предоставленной нам Анной Ермаковой, начальником - главным архивистом Исилькульского муниципального архива, в списках населенных мест по Омскому округу на 1925 год значится Аульный совет № 4, который был впоследствии переименован в Тельмановский сельский Совет. В числе населенных пунктов, входивших в Аульный совет, назван аул Тасан.
«В 1955-1956 годах началось укрупнение населенных пунктов и хозяйств, мелкие аулы Тельмановского сельского Совета стали распадаться», - сообщается в справке. В 1952 году в составе Тельмановского Совета уже упоминается аул Новый Тасан.
В январе 1956 года образовывается укрупненный Каскатский сельский Совет и ликвидируется Тельмановский. Точная дата ликвидации неизвестна. После ликвидации часть земель отошла в Боевой сельский Совет, а часть - в Лесной и Тельмановский сельские Советы». Чуть ниже говорится о том, что в 1954 году в ауле Новый Тасан работала начальная школа.
Новый Тасан отошел к Боевому сельскому Совету. Об этом в 1995 году заведующая районным архивом Л.В. Козлова писала на страницах нашей газеты в статье «Совхозу «Боевой» - 75 лет»: «В 1956-1957 годах в связи с организацией совхозов к Боевому присоединяется ещё часть населённых пунктов, принадлежащих Городищенскому сельскому Совету: Таловка, Куйбогар, Новый Тасан…».
Нет ясности, как соотносятся два географических названия – Тасан и Новый Тасан. Один ли это населенный пункт, чуть изменивший название, или где-то по соседству с Тасаном почему-то возник Новый Тасан – прецедент такому развитию событий есть в Исилькульском районе: ныне исчезнувшее село Лосево и существующее по сей день Новолосево.
Следы аула Новый Тасан еще раз обнаружились на страницах нашей газеты. В августе 2019 года мы опубликовали заметку о том, что в посёлке Ленинском Боевого сельского поселения был торжественно открыт мемориал участникам Великой Отечественной войны четырёх населённых пунктов – аулов Койбагар, Каргестай, Новый Тасан и посёлка Ленинского. На пяти гранитных плитах мемориала увековечены имена 109 человек.
Среди наших земляков, родившихся в Новом Тасане, воевавших на фронтах Великой Отечественной: Сакен Саркенович Саркенов, Наби Жунусович Жунусов, Садык Сыздыков и, конечно, Даир Жулдаспаев, о которым говорится выше.
Наверняка, и сейчас в Исилькульском районе живут выходцы из Нового Тасана и потомки жителей аула. Возможно, они помнят что-то об ауле и его жителях и могут рассказать. Будем рады зафиксировать любые истории, опубликовать их на страницах нашей газеты и передать Зейнулле Жулдаспаеву, по крупицам собирающему информацию о своей малой Родине.
Обращайтесь в редакцию газеты «Знамя»: Омская область, г. Исилькуль, ул. Коммунистическая, 12; эл. почта: flagis@inbox.ru; тел. 8(38-173)20-187 (в рабочее время), +7-908-103-92-56 (WatsApp, Telegram); в сообщества газеты «Знамя» в соцсетях.