Найти тему
6000 миль до Голливуда

Падение робота Вертера. Фантастические приключения по мотивам К. Булычёва

("Сто лет тому вперёд", 2024, Россия)

Не знаю, как вам, а мне, чтобы заработать фобию к нашей молодёжной фантастике 2020-х, хватило просмотра "Вратаря галактики".
Вот почему нервный тик и заикание напали на меня, едва я увидел анонс
"Ста лет тому вперёд" по Булычеву. Так что, во избежание психотравм, я решил прошмыгнуть мимо этого кино, чтобы никто не заметил.
Однако в процессе прошмыгивания вдруг обнаружилось, что сетевые рейтинги у картины А. Андрющенко на удивление неплохи.
Хм-м...
А вы умеете переубеждать, дорогие интернет-любители клеймить фильмы своими циферками!

Для толкиновских энтов из леса Фангорн возрастной рейтинг фильма особый: 18+ (или до скольки лет ты у них молодежью считаешься?). Из-за сцены жестокого древовредительства (в центре).
Для толкиновских энтов из леса Фангорн возрастной рейтинг фильма особый: 18+ (или до скольки лет ты у них молодежью считаешься?). Из-за сцены жестокого древовредительства (в центре).

Ну что тут скажешь...
Буду неоригинальным, но соглашусь с массовым зрителем - кино и впрямь достойное. А то, что в финале вас окутывает не банальный хэппи-энд, а светлая душещипательная грусть, это вообще высший драматургический пилотаж. Особенно для молодежного фильма. Говорю с упором на личный профессиональный опыт: когда у меня получалось добиться такого же пронзительного финала в своих книгах, я считал это настоящей авторской удачей. Потому что "они обнялись, поцеловались и сели пить чай" - так все авторы могут. А вот сыграть под занавес на эмоциональных струнах читателя грустную, но приятную мелодию - это искусство, доступное не каждому.
Так что в данном вопросе от меня Андрющенко большой респект и поздравления.

Да и в остальном желания придираться к "Сто лет тому вперёд" отсутствует. Разве только к названию. По-моему, уж коли вы снимаете "ну очень и очень по мотивам", вашу импровизацию следовало бы обозвать иначе. Ибо поклонники оригинальной повести не поймут-с и будут ворчать. А она вам надо - лишняя антиреклама? Вон и создатели культовой "Гостьи из будущего" (1984) - первой экранизации этой книги, - так поступили. Хотя у них расхождений с первоисточником было намного меньше, но даже они предпочли дипломатично "не нагнетать".
Впрочем, это лишь так, "ворчание поклонника", которым можно пренебречь.

Петров и Борисов - неплохой злодейский дуэт для расшатывания "московецких" шпилей.
Петров и Борисов - неплохой злодейский дуэт для расшатывания "московецких" шпилей.

Что имеем по факту?
Оно самое: лёгкое, ироничное детско-юношеское "приключалово" про путешествия во времени. В диапазоне 100 лет (2024 - 2124), в границах Москвы, лишь с короткими вылазками сюжета на лунную орбиту и на Титан, спутник Сатурна.
И по факту перед нами всё-таки осовремененный киноремейк сериала Арсенова, а не экранизация повести. Что косвенно подтверждает и адаптированная к фильму, "прекрасно-далёкая" музыка Е. Крылатова, и фамилия главгероя Коли Герасимова (вместо Наумова), и робот Вертер, коего в книге не было. Правда, у Андрющенко он мутировал из гуманоидного блондина в шарообразный летучий дрон, но это мелочи. Разве только серию "пионерских" анекдотов про такого Вертера уже не сочинят, экая досада.

Итак, жил да был в нашем времени в Москве школьник Коля Герасимов (М. Эйдельштейн). Самый обычный, не ботан, не забияка, но книжки читать любил и похулиганить был не прочь.
И вот однажды, набедокурив в школе из-за любимой девочки, Коля решил "не понижать градус" - и полез к физичке в лаборантскую... за спиртом. Но не для того, о чем вы, небось, подумали - полноте, у нас же 6+! Нет, по иной, сугубо технической надобности - доску от краски оттереть (хотя в колином "выпускном" возрасте пора бы уже знать, как грамотно распорядиться таким трофеем).

Однако в лаборантской Герасимова ждал сюрприз.
Там, в плохо замаскированном и даже не запертом (!) тайнике, хранился не спирт, а загадочный светящийся шарик. Который перед Колей вдруг задергался и тотчас вживился в него, будто в каком-нибудь хорроре. После чего бедняга испытал резкий и мощный "приход" - похлеще, чем Джонни Депп в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе".
А когда Колю "отпустило", вокруг него была уже другая школа. Футуристическая по самое не балуй...

- Сам ты снитч! Я и есть новый робот Вертер, темнота ты нефантастическая!
- Сам ты снитч! Я и есть новый робот Вертер, темнота ты нефантастическая!

Между тем в 2124 году в Москве всё было гораздо "не так однозначнее". И грустная жизнь ученицы той же школы того же класса Алисы Селезнёвой (Д. Верещагина) мотивировала на воровство спирта куда сильнее. Потому что алисина мама Кира, накостыляв 10 лет назад космическим пиратам, сама пропала без вести. Но башковитая девочка путем умозаключений школьника 22 века рассчитала: маму могло зашвырнуть в прошлое, аккурат на 100 лет назад. А пока у Алисы не было четкого плана, как Киру оттуда эвакуировать, она увлекалась не спиртом, а спортом: занималась в парке ММА с роботом Бендером Вертером. И проедала день ото дня папе плешь своими спасательными теориями.

А здесь ещё во дворе родной школы прямо на Алису какой-то ошалелый Коля из 21 века свалился! Который от осознания новой реальности упал в обморок. И пришлось Селезневой тащить его к себе домой, откачивать нашатырем и отдавать профессору-папе на анализы. Дабы выяснить, с чего это вдруг сюда из прошлого стала какая-то школота залетать.
Тут-то и оказалось. что в теле Герасимова застрял артефакт под названием... нет, не мелафон, а космион (хотя какая, блин, разница, "всё сделано на Тайване"©). Точь-в-точь такой, какой мама Алисы отобрала у пиратов. А это значит, что Алиса могла быть права: у кого ещё Коля надыбал бы этот гаджет, если не у Киры? Поэтому, если Герасимов соизволит помочь Алисе смотаться в его 2024 год и проверить, не прячется ли там гражданка Селезнева-старшая, это будет э-э-э... Как сказать в 22 веке по-молодежному "клёво"?

Судя по загроможденности русла всякими архитектурными выкрутасами, Москва-река в 22 веке перестала быть судоходной.
Судя по загроможденности русла всякими архитектурными выкрутасами, Москва-река в 22 веке перестала быть судоходной.

А между тем жизнь на спутнике Сатурна Титане была в 2124-м так себе. Ведь именно там сидел в тюрьме космический пират Глот - злой инопланетянин из "Тайны третьей планеты".
Сидел он, правда, фиг пойми зачем. Чтобы освободить его из тюрьмы, его сопиратнику Весельчаку У надо было лишь... прийти и освободить его из тюрьмы - охрана в ней была хуже, чем в захолустной "Пятёрочке". После чего оба космогада рванули на Землю, где Глот вдруг учуял возмущение временного континуума. Вызванное, ясен Вертер, Герасимовым и его подкожным паразитом-космионом.
Короче, в атмосфере сюжета сгущались тучи грядущих битв космических пиратов с земными потребителями лицензионных приключений. А в его оркестровой яме кто-то уже настраивал синтезатор, чтобы исполнить для нас "Прекрасное далёко"...

***

В общем, спасибо "Сто лет тому вперед" - кажется, он помог мне излечиться от "вратарно-галактической" фобии.
По крайней мере впечатления от картины Андрющенко остаются исключительно приятные. Даже сценическая дикция у молодых актёров, которая
у нас сегодня повсеместно хромает, здесь поставлена как надо. Даже Александр, чёрт возьми, Петров в кои-то веки сыграл не раздражающую, а забавную и оригинальную роль. Да и все остальные молодцы, чего уж там.
Спецэффекты? Для бюджета, эквивалентного смехотворным 10 млн. $, они тоже вполне приглядные.
Одним словом, порадовали. И всегда бы так, - а не
так, как всегда!

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 6+):