Найти тему
Инновации детям

Как маленькой библиотеке вырасти в большое интерактивное пространство?

Оглавление

В нашем детстве библиотеки были другими

В воздухе витает запах книг. Ты заходишь туда с чувством, будто прикасаешься к чему-то важному. Вокруг - почтительная тишина, и лишь шелест страниц напоминает о том, что ты всё ещё находишься в реальном мире.

Современные библиотеки совсем не похожи на те, что были в нашем детстве. При слове «библиотека» у меня возникает ассоциация с запахом старых книжных изданий и клея. Вспоминается, как заклеивали книги бумагой, стараясь как можно дольше сохранить их. Библиотеки в нашем детстве были по-своему прекрасны. И мы любили и любим читать.

Новый способ привлечения читателей - интерактив

Современные дети растут в другой информационной среде - той, где они познают этот мир через призму цифрового экрана. Свет от настольной лампы сменился мерцающим светом монитора, а шелест страниц - на звук от клавиш. Да, книги никуда не исчезли, но привлекать подрастающее поколение стало значительно сложнее. И поэтому библиотекам приходится трансформироваться согласно времени и запросам общества: в арсенале учреждений появились кабинеты, оборудованные компьютерами, есть электронные и аудиокниги.

Многие библиотеки для привлечения детей к чтению стали использовать интерактивное оборудование. Сейчас, заходя в книжную обитель со своим ребёнком, я вижу робота, который что-то рассказывает детям, тумбу, проецирующую на пол интересную для детей игру - квест по сказкам Пушкина. И это вызывает у ребёнка восторг: с нетерпением он ждёт выходных, чтобы пойти на очередной интерактивный мастер-класс и погрузиться в литературу с помощью дополненной реальности.

Интерактивное оборудование помогает привлечь детей в среду чтения, привить любовь к этому процессу. Это стало возможным благодаря специалистам библиотек, которые понимают важность использования новых способов привлечения юных читателей и учатся грамотно встраивать интерактив в свою работу.

-2

Совмещать инновационные технологии и литературу - просто

В Центральной Муниципальной детской библиотеке имени М. Горького города Ижевска появилась интерактивная песочница. Благодаря ей педагог Светлана Миронова создала авторские занятия-квесты и викторины, которые подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вот что говорит о работе с песочницей в библиотеке сама Светлана Рудольфовна: «Мы - библиотека, поэтому основная цель - информационно-познавательная. Каждую третью неделю месяца мы проводим литературные викторины на песке. Остальные занятия посвящены природе, науке, истории. Некоторые ребята к нам ходят с сентября. На неделе мы работаем с одной темой. Ещё ни разу за год тема не повторилась. Темы придумываем сами, учитывая наши познавательные задачи. Конечно, попутно отрабатываем навыки коммуникации и речевого развития. Много работаем с книгами, создавая игры и квесты по детским произведениям.

На занятиях с детьми с ОВЗ стараемся делать упор на речь и общение в команде».

Фрагмент занятия в Центральной Муниципальной детской библиотеке имени М. Горького (г. Ижевск)
Фрагмент занятия в Центральной Муниципальной детской библиотеке имени М. Горького (г. Ижевск)

Библио-терапевтический театр: привлекаем профессиональных педагогов

Активно пользуются интерактивным оборудованием библиотеки в городе Чебоксары. Например, замечательный частный центр «Magic english» активно взаимодействует с Национальной библиотекой Чувашской Республики уже в течение пяти лет. Совместно с библиотекой педагог частного центра Надежда Ильинична реализует проект «Час интерактива с пользой». По субботам дети дошкольного возраста могут позаниматься на Интерактивном полу Magium или Интерактивной песочнице.

А в библиотеке им. А. Барто реализуется проект «Детский библио-терапевтический театр “Улыбка”». Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи.

Проект направлен на помощь детям от 5 до 10 лет, которые имеют проблемы с речью и сложности в общении со сверстниками. Логопедические занятия проводятся с помощью Умного зеркала ArtikMe.
На Умном зеркале дети выполняют игровые упражнения на обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики, звуковое восприятие и т.д. Занятия проходят в игровой форме, потому что процесс обретения нового звука - непростой, он требует много сил, усидчивости и желания от самого ребёнка. Благодаря же занятиям с помощью Умного зеркала, где ребёнок взаимодействует с игровыми персонажами: помогает тигрёнку добраться до своей мамы, задувает свечи на торте или остужает горячий чай, коррекционно-образовательный процесс проходит легко, а его эффективность повышается. Умное зеркало может применяться не только логопедом, но и психологом, дефектологом, другими педагогами. Это устройство создано как инструмент для занятий не только с детьми с речевыми трудностями, но и с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

-4

Библиотека будущего: интерактив - ключ к успеху

Использование интерактивных технологий – это не просто дань моде, а жизненная необходимость для библиотек. Это шанс стать центром притяжения для подрастающего поколения, привить любовь к чтению и книге, а главное – сделать библиотеку пространством для вдохновения, образования и самореализации.

Интерактив – это ключ к возрождению библиотек в эпоху «цифры». Ведь он помогает сделать «цифру» бережной и полезной: как для учреждения, так и для читателей.

-5