По поводу моих статей, то можно сказать, что в них много сложностей, высоких материй и непонятных заморочек. Действительно ли это так, и в чем здесь проблема? Сейчас мы поговорим о методах работы с информацией как ключевом моменте в боевых искусствах и вообще по жизни.
Обычный обыватель предпочитает жить в привычном, понятном и прогнозируемом мире, в котором ничего не может случиться из ряда вон выходящее. Почему? Потому что это позволяет жить на автопилоте, практически во сне, никак не напрягая ни мозг, ни сознание. Расслабон – вот к чему стремиться человек.
Поэтому окружающий мир человек воспринимает как пятно, некую кляксу. И в этом процессе главенствует память, а не восприятие. Человек воспринимает пятно в целом, а память сама быстро дорисовывает крупные детали. Это как система поисковиков и мессенджеров: набираете первые 2-3 буквы, а дальше смартфон сам подставляет нужное слово. Очень удобно.
А что происходит, когда ситуация оказывается совершенно неожиданной? Вот смотрим на 45 сек:
https://www.youtube.com/watch?v=6bRWqa2hs28
Эффект «чертика из табакерки» - чертику не место в табакерке и его там никто не ждет. Но когда он появляется, срабатывает эффект этого самого чертика. Человек испытывает мощнейший шок и испуг. Почему? Потому что столкнулся с чем-то неожиданным и в первые секунды непонятным. Вся налаженная система мира рухнула в одно мгновение, возникла возможная угроза, к которой человек не готов.
Но после первой фазы испуга наступает вторая фаза – адаптация к новой ситуации. Память судорожно пытается все устаканить и заменить непонятные моменты на известные и безопасные вещи. В первый момент чертик страшен, но в следующий момент память срочно говорит нам, что это всего лишь игрушка, а игрушки безобидны. И психика стабилизируется в привычный полусонный ритм.
Темная ночь. И вдруг в небе появляется НЛО. В первые секунды человек в замешательстве. Но ему тут же приходит на помощь память, которая начинает лихорадочно искать привычные варианты: это самолет, наша ракета, спутник, метеорит, свечение атмосферы – да хрен там еще знает чего придумает память, главное, чтобы было привычно, понятно и не страшно.
Вот человек идет улице. Видит привычную картину жизни: дороги, тротуары, автомобили, деревья, кусты, столбы… На самом деле нет. Человек – не видит ничего этого. Он видит лишь некое пятно, которое создает ему общее впечатление, а все детали в этой картинке дорисовывает память. Вот видит человек что-то по форме напоминающее куст на газоне, он даже не всматривается, потому что память уверит его, что это куст и есть. А что по факту? Смотрим:
https://www.youtube.com/watch?v=qZGegog28t4
Кстати, часть людей не пугается не потому, что они сразу распознали трюк с кустом, а потому, что их память даже не позволила им воспринять первую фазу неожиданного появления. Память абсолютно уверила в полной безопасности окружающей обстановки и в том, что ничего такого произойти не может. «Этого не может быть, потому что этого не может быть».
А что на противоположном конце эффекта чертика из табакерки? Это подход Индианы Джонса. Кто не знает или позабыл про этот фильм, то напомню кратким трейлером:
https://www.youtube.com/watch?v=GIrpRBVnOu4
Индиана Джонс – известный археолог, который гоняется по всему миру за различными артефактами. И довольно успешно их находит. Почему? Потому что он очень хорошо идет по следу и отлично разгадывает всякие загадки, головоломки, на ходу ловит всякие намеки.
Когда пират прячет свой клад, он, чтобы не забыть место, рисует карту и путь как добраться. Но чтобы никто чужой не мог воспользоваться, он эту информацию шифрует и дает указания на вещи, которые понятны только ему. Соответственно, найти клад по такой карте крайне сложно.
Поиск артефактов Индианой Джонсом и поиск пиратских кладов – это вещи аналогичные. В чем заключается успешный метод Индианы Джонса? Он не пытается сразу пролезть в дамки и сразу получить всё! Если бы он так поступил, то и как все люди увидел бы просто пятно, в котором память дорисовала детали по своему усмотрению.
А Индиана двигается пошагово, постепенно и при этом на каждом шаге очень цепко воспринимает информацию, он постоянно сканирует окружающую обстановку, сканирует различные предметы, и потому видит мир в деталях, воспринимает не пятно, а именно детали. И эти детали ведут его к цели, складываясь в реальную картинку, а не в придуманное пятно.
В нашей повседневной жизни уже нет пиратских кладов и поиска артефактов. Все буднично и привычно. Но актуальность подхода кладоискателя Индианы Джонса, обладающего острым умом и бодрствующим сознанием, никуда не делась. Когда вы сталкиваетесь с любой информацией, бесполезно пытаться сходу понять и осознать ее. Вы увидите только пятно, в котором память дорисовала то, что хотела. Потому люди и живут в выдуманном мире своих мечтаний и фантазий.
Слона нельзя есть целиком. Слона едят по кускам. Поэтому любую информацию переваривают постепенно, кусками. Но и это не главное. Необходимо логическое мышление. Логическое – оно неразрывное и последовательное. Логика – это путь, дорога, по которым мы постепенно двигаемся из пункта «А» в пункт «Б».
С информацией работают методом детской ходилки. Ходилка – это игровое поле, состоящее из кружочков, соединенных между собой «нитью». Надо бросать кубик и ходить фишкой на количество кружочков, которое определяется кубиком Выиграет тот, кто быстрее всех доберется до финиша. Играющих на пути подстерегает масса «сюрпризов». Тут можно откатиться назад, можно прыгнуть вперед, можно застрять, можно приз получить. Все зависит от кружочка, в который вы попали по дороге. Кто не понял, что такое ходилка, вот видео:
https://www.youtube.com/watch?v=V3Jl7fAV2IA
Так вот. Когда вы читаете статью, не надо читать ее целиком. Вы получите просто пятно, в котором память заменит непонятные вещи привычными формулировками и понятиями. Статья – это детская ходилка. Роль кубика здесь играет мгновенное состояние мозга и сознания. Они позволят или не позволят быстро двигаться по кружочкам. Каждое предложение – это один переход от одного кружочка к другому. А кружочки – это стоянки. Соответственно, после каждого предложения вы должны остановиться и понять, где находитесь и что теперь изменилось. Иногда будете упираться в тупик, и тогда придется вернуться на несколько предложений назад. Иногда вас посетит озарение, и вы сможете быстро проскочить несколько предложений.
И так, постепенно вы будете продвигаться к финишу, на котором и поймете не только смысл изложенной информации, но все, что было написано между строк.
Никогда, ничего не старайтесь видеть пятном. Внимания и Осознание. Острый ум видит детали, тотальное Внимание видит детали в объеме, Осознание видит движение и изменение деталей, Просветление видит значение движущихся деталей в объектах, пространстве и времени.
О роли всего этого в боевых искусствах объяснять надо? Или сможете прочитать статью?