Личность ребенка, его отношение к себе и к миру формируется только в контакте со значимыми близкими. Потому родителям важно замечать, как они к ребенку относятся. Пройдут годы, эти паттерны мышления, чувствования, поведения закрепятся, сформируют основу характера, а характер станет судьбой. В чем большая проблема современного воспитания? 55% семей рожают одного ребенка, в которого вкладывают все ресурсы. Ошибки приводит к воспитанию детей, которым все должны. Перевела для вас статью Шона Гровера, психотерапевта с более чем 25-летним опытом. Книга Гровера о воспитании « Мой ребенок – тиран! Как вернуть взаимопонимание и покой в семью, где дети не слушаются и грубят» была включена в список рекомендуемой литературы для родителей по версии New York Times. Она переведена на китайский, корейский, русский и эстонский языки.
"Никто сознательно не хочет воспитать ребенка как принца. Но зайдите на любую игровую площадку, в торговый центр, посетите день рождения, вы увидите, как дети ведут себя так, словно родители - их слуги. Еще совсем недавно такое поведение было неприемлемым. Теперь же, публичные истерики, нытье, препирательства и даже издевательства над родителями, стали, похоже, стали нормой. Как это произошло? Что вызвало этот сдвиг в поведении? Прежде чем указывать пальцем, давайте признаем глубокое влияние технологий. Интернет, социальные сети, видеоигры, мобильные телефоны - нашу жизнь заполонили электронные устройства и в корне изменили повседневную реальность детей. Многочисленные исследования показали, что чрезмерная зависимость детей от гаджетов приводит к росту тревожности, депрессии, социальной изоляции. Итог - плохая переносимость фрустрации, ухудшение социальных навыков и отставание в эмоциональном интеллекте.
Прошло 30 лет с момента выпуска первого смартфона. В результате целое поколение детей чувствует себя более комфортно, общаясь с экраном, чем с людьми. В большинстве случаев эти неуверенные в себе люди были воспитаны любящими родителями, которые понятия не имели, во что ввязываются. Вызывающие привыкание качества технологий еще не были изучены. На прошлой неделе в моем кабинете я наблюдал, как двое молодых людей (обоим по 16 лет) устроили истерику. Они кричали, ругались и унижали своих родителей. Оба были «зависимыми» от компьютера, проводили больше времени за экранами, чем со сверстниками, что привело к пробелам в их эмоциональном интеллекте. Можно сказать, что они старели, но не взрослели, попав в ловушку поведения, которое гораздо больше подходит для маленьких детей. Задержка в эмоциональном развитии подпитывает поведение, когда человек требует соблюдения прав, оставаясь при этом зависимым от родителей. Не стремится к автономии, а ждет, что папа и мама будут удовлетворять его потребности по-прежнему.
Я много лет писал о детях, которые издеваются над своими родителями. В моей книге подробно описывается, что заставляет хороших родителей принимать плохие решения и воспитывать заносчивых детей. Три конкретных стиля воспитания способствуют такому потребительскому поведению: виноватый родитель, тревожный родитель и родитель, который все исправляет. Почему же родители соглашаются подпитывать у ребенка чувство превосходства над ними? Есть много причин. Назову несколько основных.
- Родители, подвергавшиеся насилию или пренебрежению со стороны своих родителей, считающие свое детство испорченным, предоставляют своим детям слишком много власти.
- Родители, которые страдают от тревожности и не могут смотреть, как их дети с трудом справляются с обязанностями, балуют их.
- Родители, испытывающие трудности с принятием решений, перекладывают родительскую роль на своего ребенка, воспитывая ребенка так, чтобы он заботился о них, вместо того чтобы самим заботиться о ребенке.
Что будет, если ребенок получает слишком много прав и не сталкивается со здоровым и адекватным ограничением? Как понять, что вы растите ребенка с установками хронического иждивенца? Вот некоторые из наиболее распространенных проблем:
- Низкая толерантность к фрустрации. Ребенку трудно переносить и преодолевать свою фрустрацию. Если что-то не получается, сразу расстраивается, начинает психовать, обижаться, злиться.
- Слабые навыки решения проблем. Дети, которым все должны, не любят решать проблемы. Они не борются с проблемой и не находят решения самостоятельно, они хотят, чтобы кто-то другой ее исправил.
- Плохая трудовая этика. Технологии обещают облегчение по нажатию кнопки. Дети, которым все должны, ожидают, что они могут получить то, что хотят, когда захотят, не прилагая для этого усилий.
- Социальные проблемы. Дети, склонные к насилию, избегают общественных мероприятий, если только они не находятся в центре внимания, что делает их непопулярными и плохими командными игроками.
- Задержки в эмоциональном развитии. Дети, которым все должны, застревают в «ужасном двухлетнем возрасте», склонны к истерикам и срывам".