Мужчинам всё ещё внушают, что они всё решают, всё должны решать, а на самом деле... на самом деле они этого не хотят, не приспособлены, не умеют. Пусть всё решает кто-нибудь другой, а они будут страдать от последствий чужих решений. Конечно, речь не обо всех, но о многих.
Расслабившись в отпуске сверх всякой меры (я в отпуске, а тут реально присесть некогда, ахах, это не шутка), я дошла до того, что однажды включила телевизор, чтоб что-то ненавязчиво шуршало. И, как это часто (только со мной? или со многими людьми, которые месяцами не смотрят телевизор?) бывает, листая каналы, остановилась на очень старом советском фильме "Осенний марафон".
Я никогда не любила этот фильм. Не потому, что он плохо снят или из-за личной неприязни к актёрам. И фильм отличный, и сценарий, актёры играют великолепно (с годами актёры в старых советских фильмах играют всё лучше, шутка не моя, да это и не шутка).
Просто этот фильм мне не близок. Единственный персонаж, который вызывает у меня полное понимание и уважение - это сосед главной героини дядя Коля. Фронтовик. Честный и цельный человек. Из тех людей "раньшего" времени, у которых всё в жизни просто: любишь женщину - женись, женился - живи, голодного накорми, слабого - защити, подлецу руки не подавай, но и не ныкайся от подлеца по углам.
Если кто не смотрел - фильм стоит того, чтобы посмотреть. Он как будто предвосхищает ставший нам уже привычным инфантилизм у взрослых людей. Только тогда такие персонажи, как Бузыкин, были, скорее, творческими исключениями (хотя, говорят, было немало реальных людей, которые не на шутку считали, что этот фильм о них), а сейчас вокруг чуть ли не все такие "уникальные снежинки".
Спойлерами этот фильм не испортишь, смотреть надо. Но на всякий случай сюжет такой: главному герою, работающему переводчиком, 46 лет, у него есть жена, взрослая замужняя дочь, любовница немного старше дочери, шикарная квартира в центре Ленинграда, коллега - датский профессор, сосед-алкаш, институтская подруга Варвара, вечно пропущенные делдайны и грусть-печаль.
Грусть-печаль главного героя по фамилии Бузыкин в основном связана с тем, что все окружающие люди его любят, хорошо относятся, но всё время чего-то от него хотят. И это не то, чего хочет сам Бузыкин. А хочет он ничего не решать, покоя и тишины, чтоб переводить Скоуфильда. Но Скоуфильда ему не дают, а дают ему звонки от любовницы и подруги, пробежку с датским профессором, поход на природу за грибами, а так же "раскардаш" в квартире, который Бузыкин делает сам. Собственно, это единственное, что он делает сам: раскардаш под видом ремонта. Как остроумно заметила его уезжающая дочь: "Мы вернёмся через два года, как раз к тому времени закончишь ремонт".
И для того, чтоб балансировать на желаниях других людей, Бузыкин безостановочно и автоматически врёт. Вообще всем. Он врёт жене, любовнице, подруге, датскому профессору, соседу-алкашу, даже дочери ("Где ты был?" - "На бульваре в шахматы играл" - тройной фейспалм просто), хотя это совсем необязательно.
Из-за бесконечного и бессмысленного вранья, к концу фильма он становится чем-то, вроде греческого царя Мидаса, но только вместо золота, всё, к чему прикасается Бузыкин, становится враньём. Даже когда в конце концов он говорит правду, она внезапно оказывается ложью: и от жены не ушёл и любовницу не бросил, хотя, вроде и не врал, когда обоим говорил об этом.
А всё потому, что Бузыкин совершенно неспособен самостоятельно принимать решения. Не может он. Душевная конституция у него не такая. Ему нужна сильная и твёрдая чужая рука, которая отвадит любовниц, датских профессоров, подругу Варвару и соседа-алкаша. И тогда он, может, и выдаст уникальный и качественный "контент" в виде перевода Скоуфильда. А может, и нет, но и тут у него будет оправдание: ему не дают свободы.
Но пока оправдание у него другое: ему дают свободу. Свободу выбора. Ему говорят: решай! Решай сам! Прими уже, наконец, какое-то решение!
Очевидно, события происходят ещё в те времена, когда общество реально считало, что мужчина может и должен принимать решения. Ну, или у Бузыкина такое окружение. Его никто не заставляет ничего делать, и в этом его главная беда: окружающие ждут, что он примет решение. Примечательно, что единственный человек, который от него уже ничего не ждёт, сам всё понял и всё сказал, это тот самый сосед любовницы дядя Коля. Вот дяде Коле с Бузыкиным всё ясно. И что характерно, дядя Коля скорее всего прав: промурыжит Бузыкин любовницу Аллу до сорока лет и бросит. И от того, что это слова подруги Варвары, они не перестают быть правдой.
Впрочем, Алла совсем Бузыкину не нужна, даже мурыжить её не хочет. Не хочет, но надо: Алла и впрямь его любит. А он не может отказать. Ведь тут надо принять какое-то решение, а он не способен. Приходится соглашаться с тем, что решила Алла. А так же с тем, что решила жена. И датский профессор. И бездарная подруга Варвара - неужели кто-то думает, что он не поможет ей переводить Скоуфильда?
Персонаж Бузыкина вызывает сочувствие, потому что ему навязывают ту самую "паприродную гендерную роль", которую он не способен играть. Нет, он старается. Он бунтует! Он пытается вести себя "по-мужски", но хватает его ненадолго: ну, не его это! Любые баталии: от интеллигентских споров до разборок с буквально наехавшим на него водителем - всё это не для него!
Бузыкин - маленький 46-летний мальчик, которого взяли в оборот ребята постарше. Причём, и сами они не слишком взрослые: не могут полностью взять его под контроль. Вот, если бы любовница Алла пришла к жене Нине и они друг с другом всё "порешали" бы о том, с кем, когда и как быть Бузыкину, всё бы, может, и наладилось. Но ни Алла ни Нина этого не делают: стесняются. Неудобно как-то так со взрослым человеком с высшим образованием. Пусть сам решает.
Это реально замкнутый круг: все окружающие ждут решений от человека, который не способен принимать решения. И никто этого не понимает.
Причём, например, датский профессор задаёт максимально прямые и чёткие вопросы. Очень конкретные, типа "мне лучше уйти или остаться?". И он не любовница и не институтская подруга, он не обидится. Но Бузыкин и тут не может ответить по существу. А датский профессор считает, что раз Бузыкин что-то ответил, то он именно это и имел в виду. Это же так просто: сказать "нет" на вопрос "Ты готов?". А вот непросто.
Вообще весь этот фильм странным образом перекликается с тем, что пишут сейчас в интернете многие мужчины: "затолкали в ЗАГС", "мужчины не хотят жениться, их заставляют", "не хотел ребёнка, а она родила, я не виноват", "не хотел развода, жена развалила семью". Общий лейтмотив:
"Я не хотел, меня заставили!"
Не хотел жениться - теперь не хочу разводиться. Не хотел ребёнка - злой бабосуд не отдаёт мне ребёнка.
Это надо переводить, как "я маленький мальчик, не хочу ничего решать, пусть женщины всё решат за меня, а я буду страдать, потому что они решили не так, как я хотел"? А как ты хотел? Ну, я не знаю, но как-то не так.
Посмотришь на всё это и становится грустно: кругом действительно так много бузыкиных?