Найти тему
OVERCLOCKERS.RU

В Казахстане достроили самый длинный в стране автомобильный тоннель

Строительство данного объекта началось в 2014 году. Новую дорогу через горную местность было обещано запустить через два года после начала работ, но проект затянулся, и дедлайны пришлось пересматривать как минимум шесть раз. Наконец-то, сейчас можно говорить о завершении проекта с полной уверенностью. Представители компетентного ведомства Казахстана заверили, что первые автомобили пройдут через тоннель в перевале Шакпак-баба в июле текущего года.

Этот объект станет частью трансконтинентального автомобильного маршрута «Западная Европа – Западный Китай» и значительно облегчит движение на данном участке. Наибольшие трудности возникали зимой, когда транспорт попадал в снежные заносы на перевале, и для его спасения требовались специальные меры. Теперь путь станет безопасным и проходимым в любое время года.

В первой части прошлого десятилетия рассматривались различные варианты для проекта, и окончательно было решено построить тоннель длиной 840 метров. По этому показателю он станет самым длинным в Республике среди аналогичных сооружений. Сразу после начала работ на участке подрядная организация заявила, что объект будет завершен к концу 2015 года. Однако летом 2014 года было объявлено, что степень готовности проекта составляет 50%.

Из-за ряда трудностей строительство затянулось, и сроки постоянно подвергались корректировкам. Несмотря на техническую сложность работ, основной проблемой оказался финансовый вопрос. Ситуация была довольно нестандартной: подрядчиком, с которым был заключен контракт на 100 миллионов долларов, оказалась иранская компания Dena Rahsaz с богатым опытом работы в подобных проектах. Главным финансовым партнером стал Всемирный банк, штаб-квартира которого расположена в Вашингтоне, США.

Условия контракта были особенными: иранской компании предоставили кредиты в тенге, но приобретать основное оборудование и материалы ей приходилось за рубежом за доллары, так как на внутреннем рынке Казахстана не было подходящих альтернатив. Однако с 2014 по 2016 год курс тенге к доллару значительно вырос: если при подписании контракта доллар стоил около 180 тенге, то через два года уже 350 тенге. Это привело к проблемам с долларовыми поставками, и компании пришлось разорвать контракт.

В январе 2017 года строительство было приостановлено, и на следующий год его возобновила азербайджанская компания Evrascon. Проект был немного изменен с целью повышения безопасности тоннеля до категории А. Планировалось завершить его в 2019 году, но сроки продвинули на год вперед из-за технических трудностей. Например, проходчики внезапно столкнулись с подземными водами, что потребовало внесения изменений в проектную документацию. В 2020 году из-за пандемии строительство снова было остановлено, а также цены на материалы выросли в 2-2,5 раза, что потребовало пересмотра сметы, которая, как заметили в Evrascon, уже устарела.

Весной 2023 года работу на объекте снова возобновила азербайджанская компания Evrascon, которой пришлось вложить собственные средства в проект, поскольку заказчик отказался корректировать бюджет. Подрядчику было важно остаться на рынке Казахстана (Evrascon работает в стране с 2004 года), поэтому компания решила завершить проект ради сохранения репутации, хотя есть противоречивые данные относительно этой информации.

-2

Так или иначе, строительство тоннеля почти завершено. Официальное открытие движения по объекту ожидается до конца июля 2024 года. Введение объекта в эксплуатацию, наконец, решит проблему перевозки автотранспорта на участке между Шымкентом и Таразом, увеличивая пропускную способность транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

📃 Читайте далее на сайте