"Ваш ребенок и двух строчек запомнить не сможет!" Именно так часто говорят про детей с синдромом Дауна. Предлагаю сегодня поговорить о том, какая память преобладает у таких людей, можно ли ее развить, и если можно, то что для этого надо делать.
Краткая информация для тех, кто с нами еще не знаком. Я - мама ребенка с синдромом Дауна. Это наш младший сын, ему 14,5 лет. Он закончил 7 класс коррекционной школы. Умеет читать, писать, считать, полностью себя обслуживает, помогает по дому, умеет немного готовить, любит компьютерные игры, мечтает стать блогером.
Кратковременная память и ее влияние на речь детей с синдромом Дауна.
Что такое память, все конечно знают. Это способность мозга запоминать различную информацию. Чем лучше память, тем эффективнее и результативнее обучение человека. Обычно, специалисты, рассказывая о детях с синдромом Дауна, упоминают кратковременную и долговременную память. Дело в том, что многие из таких детей обладают плохой кратковременной памятью в то время, как долговременная память у них не нарушена, так как она работает совершенно по другому. Но наш мозг должен постоянно сохранять большой объем информации, а получает он их не только при помощи слов. Поэтому ученые выделяют и другие виды памяти: зрительную, двигательную, словесно-логическую, эмоциональную, образную. Кроме того, она может быть произвольной и не произвольной. В разных ситуациях используется определенный вид памяти, и если с ней возникают проблемы, то это, конечно, влияет на жизнедеятельность человека.
Почему у детей с синдромом дауна выделяются именно проблемы с кратковременной памятью? Потому что она наиболее важна в освоении речи, а именно с ней чаще всего у них возникают проблемы. Дети с синдромом Дауна обычно лучше запоминают то, что видят , используя зрительную память, чем то, что слышат. «В одно ухо влетело, из другого вылетело» - именно так можно описать понимание речи у таких детей. И это не удивительно, ведь им нужно понять и запомнить то, что говорит собеседник, успеть подумать, что бы ему ответить, а на это детям с синдромом Дауна требуется гораздо больше времени, чем обычным детям. Еще одна сложность - выбрать из своего словарного запаса слова, которые нужно использовать в конкретной ситуации. Это влияет на беглость речи, на уровень ее сложности, длину произносимых фраз, на правильность речи и построение слов в предложении.
Какие трудности испытывает ребенок с синдромом Дауна при получении любой информации?
Кратковременная память влияет не только на речь. Любая информация, которую получает ребенок , изначально попадает именно в кратковременную память, но ему трудно запомнить то, что он только что услышал с первого раза. Снижение памяти требует большого количества повторений для понимания материала. Так как зрительная память у детей с синдромом Дауна развита лучше, то им легче усвоить информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат, потому что то, что дети видят, остается перед глазами. Вот потому жесты-знаки, картинки, буквы для них становятся надежными помощниками. Когда Сава был маленький, на форуме родителей детей с синдромом Дауна появилась книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин. В ней было много полезной информации. Из книги я узнала, что некоторые дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать. Похожую информацию я уже читала в книгах Гленна Домана. Так у нас появились первые карточки со словами и картинками. Они немного отличались от того, что предлагалось в книгах, и использовали мы их не только для чтения.
Трудности с запоминанием - не единственная проблема у детей с синдромом Дауна. Им сложно обобщать понятия, запоминать последовательность действий. У таких детей сложности с абстрактным мышлением, им сложнее выполнять инструкции, производить в уме арифметические действия или оперировать какими либо понятиями об окружающем мире.
Вот так почитаешь мои статьи и подумаешь, что в жизни у нас только сплошные трудности. Зачем вообще заморачиваться? Можете не поверить, но мне было интересно заниматься с Савой. Я перечитала гору книг и статей, общалась на форумах, и пробовала все новое, в надежде, что что ни будь да выстрелит. Мне попадались статьи о пластичности мозга, о нейронных связях, о том, что человек использует свой мозг далеко не полностью, что если повреждается определенный участок мозга в одном полушарии, то другое может взять на себя его функции. Честно, я тогда даже не пыталась докопаться до правды. Эти статьи просто давали мне силы что-то делать и развивать сына. Не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше.
Наш опыт в развитии памяти у сына.
Расскажу, как мы с Савой занимались по карточкам. Делала я их сама. С одной стороны была картинка, с другой слово, обозначающее ее.
Я не кинулась сразу учить Саву читать. Двойные карточки были с прицелом на будущее. А пока мы с ним знакомились с разными понятиями: семья, все члены семьи, дом, части тела, различные животные, и многие другие, доступные ему темы. Что бы вам стало понятно, зачем я это делала, приведу такой пример. Возьмем фотографию рыжей кошки. Сава запомнил ее. Но он терялся, когда я показывала черную кошку, игрушку-кошку, маленького котенка и т. д. Чтобы ввести какое-то понятие, надо было показать его в разных вариантах и не по одному десятку раз. Тоже самое происходило например с цветом, формой, величиной. А потом карточки надо было совместить с реальностью. На картинке мяч и перед Савой мяч, картинку с папой надо отдать папе, а с Ксюшей - сестре. Следующей ступенькой были обобщения. Из десятка карточек сын выбирал например все игрушки или всю мебель. Но конечно не только карточки занимали все наше время. Мы читали книги, играли в развивающие и настольные игры, лепили, рисовали, играли в сюжетные игры. Закрепляли знания и в развивающих компьютерных играх. Больше всего мне нравился сайт "МЕРСИБО". Там игры на разный возраст, разный уровень знаний, разной тематики. Они развивают логику, внимание, память, учат чтению, математике и звукопроизношению, расширяют кругозор. Смотрели много развивающих презентаций, слушали музыку, детские песенки-распевки. Они, кстати, очень нравились Саве, и постепенно он их все выучил. Где мог, повторял звуки или короткие слова, показывал жесты.
Чем старше становился сын, тем больше усложнялись наши занятия. Мы с ним пробовали все, учитывали его сильные стороны. Например, обучаясь счету, мы использовали и карточки с точками Домана, и нумикон, и ментальный счет, и весы. Добивались, что бы Сава не пересчитывал каждый раз лежащие перед ним предметы, а видел их количество и потом соотносил с цифрой. Играли в мемо-игры, развивая зрительную память, а заодно учились читать и считать. Играли в логические игры, и конечно сначала было сложно, но многократное повторение позволяло запомнить нужные комбинации, научиться их применять, а затем, на новых комбинациях вдруг включалась логика, ведь принцип игры был понят.
Говорят, что дети с синдромом Дауна плохо ориентируются в пространстве, не запоминают порядок действий, не могут запомнить инструкцию, когда надо что-то сделать поэтапно. Да, это так, если ничему не учить ребенка и вдруг сказать ему: "Иди на кухню, возьми с верхней полки в шкафу папину кружку, налей в нее воды и принеси сюда." Что бы выполнить все эти действия, ребенок должен ориентироваться в доме, знать где кухня, помнить, какая кружка папина, понять, где она стоит, помнить, где вода, налить ее и вернуться с кружкой в комнату. Сложно, но реально, если вводить действия постепенно, начинать работать с инструкцией из одного двух пунктов и постепенно их количество увеличивать. Все можно делать в игре, но играть не раз в неделю, а каждый день. Да, порой мама и члены семьи становятся для ребенка дефектологами, педагогами, логопедами, включают свою фантазию, учатся, читаю литературу, применяют чужой опыт. Но оно того стоит.
Когда Саве было пять лет, мы побывали на ознакомительной экскурсии в нашей будущей школе.
Посмотрели классы, мастерские и поняли, что это, что нам нужно. С того времени мы начали готовиться к первому классу. У нас появилась новая цель.
Как все успеть, и есть ли в этом смысл?
Сейчас пишу и думаю, когда мы все это успевали и как ребенок усваивал столько информации? Но мы не столько учились, сколько играли, не сидели часами, да Сава и не высидел бы час. Но то, что занятия улучшали его память - это факт, а значит накапливались знания, собственный опыт. К школе сын практически не разговаривал, но прекрасно понимал речь. Не произносил часть звуков, но читал по слогам, и во время чтения эти звуки произносил. Ему до сих пор трудно даются многие понятия. Например он прекрасно понимает время на электронных часах, но так и не запомнил, как определять его на часах со стрелками. Правда и я не очень упиралась с ними, наверное зря, и позже мы к ним вернемся.
Меня часто спрашивают про Савины умения, что он умеет делать, какой в плане самообслуживания, может ли себе что-то приготовить, может ли себя занять. Я теперь понимаю, почему спрашивают. Многое из его умений было доведено до автоматизма, а потом перешло в долговременную память. На это понадобилось много времени и продолжает закрепляться сейчас. Еще пишут, что если что-то перестанем повторять, то оно быстро забудется, и будет сын полным идиотом. Я думаю, эти люди не правы. Да, что-то мы перестаем повторять и это забывается. Это бывает у всех людей. Сколько "ненужной" информации мы получили в школе, в институте, прочитали в книгах, а потом за ненадобностью забыли. И что, все стали идиотами? Но ту основу, которую нам вкладывали с детства, которой пользуемся постоянно, мы помним. Думаю, что и люди с синдромом Дауна, которых развивали, чему-то научили, будут многое помнить, если будут пользоваться своими знаниями.
Я затронула такую тему, которую трудно раскрыть в одной статье. Может быть мы ее продолжим, если вы будете задавать интересующие вас вопросы? А оппоненты конечно могут писать в комментариях, спорить, давать советы. Только пожалуйста, давайте без хамства и ругани.