Владивостокской публике подали Бурлюка. Выставка всего одной из его картин пройдет всего несколько часов, а местом показа выбрано кафе «Не рыдай» в гостинице «Версаль». «Вести:Приморье» выяснили - далеко не все горожане даже старшего возраста знают, чем знаменит автор работы. Но как только знакомство случается - в нашего героя тут же влюбляются.
Татьяна Фоменко, гид: "Товарищ эпатажный, эгоцентричный. Человек, который умел поразить публику, в том числе из ряда вон выходящими какими-то выходками. Прямо скажем, мог уметь привлекать к себе внимание и к тем выставкам, которые он здесь организовывал. Собственно, он, я думаю, запомнился той публике именно своими выставками - художественными, поэтическими. Он здесь будоражил! Бурлюк бурлил!".
Владивосток, Пограничная,6. Давид Бурлюк! Конечно же, соответственно своему прогрессивному образу - весь такой масштабный и яркий - четвертый год пошел его наблюдениям за жизнью перекрестка Пограничной и Семеновской. Да, сто лет назад, точнее 104, он, и правда, здесь бывал.
А где же еще!? Ведь места эти - злачные, особенные. За фасадом домов пряталась знаменитая Миллионка. Приехать сюда с чемоданами, на восточную окраину России, Бурлюка заставила Гражданская война.
Ольга Зотова, исскуствовед, зав.отделом научной и выставочной деятельности Владивостокского филиала Третьяковской галлереи: «Если читать его дневники, он о Владивостоке этого периода, когда он здесь пребывал, отзывался очень хорошо».
Владивосток из этих точек притяжения любимый, потому что именно здесь ему удалось получить какие-то симпатии публики. То есть он прописал футуризм во Владивостоке, несмотря на то, что в местной прессе, конечно, его и ругали, и пытались каким-то образом обличать его эпатажные шаги.
Спустя столетие Давид Бурлюк шлет Владивостоку весточку. В город, который когда-то его приютил, он отправил своих представителей - «Девушку с коровой». Обе- невозможно харизматичны и свои до мозга костей. Но, быть может, адрес встречи с ними и правда выбран странным- кафе «Не рыдай».
Ольга Зотова, исскуствовед, зав.отделом научной и выставочной деятельности Владивостокского филиала Третьяковской галлереи: «Воспринял бы хорошо, я думаю, потому что он сам был очень открытым. И его жилище в Рабочей слободке, это был открытый дом, туда могли идти рабочие в конце дня, и видеть, как он писал, и наблюдать за его творческими процессами, и задавать ему вопросы, и он включался в эти дискуссии».
Во Владивостоке Давид всего на полтора года задержался. Кстати, сюда же он и семью перевез.
Но когда Гражданская война всё ближе к Тихому океану приближалась, творческий цвет нации рванул отсюда еще дальше.
Кто в Харбин, кто в Шанхай, кто в далекую Австралию. Бурлюк транзитом через Японию перебрался на североамериканский континент.
Татьяна Фоменко, гид: «Вы знаете, вот, к сожалению, по поводу Давида Бурлюка мне ни разу не задавали вопрос «кто это такой». Точнее, кто такой задавали вопрос, потому что он у нас на Пограничной на стене, он у нас в малом дворике ГУМа. А более подробные, увы- нет, потому что чаще всего для людей как раз открытие - что за личность Давид Бурлюк. Личность известная, но личность известная уже сейчас. А в советское время, поскольку он был иммигрантом, о нем вообще не упоминали. Даже в связи с Владимиром Маяковским, при том, что эта связь непосредственная. Не будь Давида Бурлюка, не было бы Владимира Маяковского».
Сразу всё в одном флаконе. Это про него. Поэт, художник, публицист. Во всех направлениях его конек- футуризм.
Во Владивостоке наш герой жил в Рабочей слободке. Интересно, увидев бы сейчас панельную стилистику застройки теперь уже Шилкинской, считал бы он это авангардом?
Ну да ладно.. Сто лет назад Бурлюк активничал в знаменитом клубе «Балаганчик», сейчас это подвал филармонии. А еще он же стал директором городского кабаре «Би-Ба-Бо».
- Ваш образ сегодня продуман специально под Бурлюка?
Татьяна Фоменко, гид: «Точно не под Бурлюка. Если бы под Бурлюка, я, наверное, себе бы нарисовала что-нибудь на лице, надела брюки с разными штанинами, золотой жилет и какой-нибудь малиновый сюртук. Вот тогда бы я была под Бурлюка».
Во Владивостоке ему нравилось. Особенно, его содержимое. Тогда здесь были все. Литераторы, музыканты, артисты. Выставки, концерты, журналы.
Всего лишь где-то на год Владивосток стал богемной столицей страны. Говорят, что газета «Дальневосточное обозрение» написала не свое авторское мнение а его- о городе нашенском: станция шарабанов всея Руси – Владивосток, кажется, не шутя собирается стать Афинами здешних мест».
Максим Каленник, «Вести:Приморье».