Итак, не имея сил держаться и ворчать друг другу, мы несём наше бесценное мнение и сюда.
«По ту сторону двери» - британско-индийский (не ржать с Индии!) фильм ужасов, вышедший в 2016 году.
Сначала краткое описание: «Идиллическая жизнь молодой семьи за границей в Индии трагически прерывается гибелью маленького сына. Безутешная мать узнает о существовании древнего ритуала, который позволяет на время вернуть умерших, чтобы с ними попрощаться. Она отправляется в заброшенный храм, где двери служат порталом между мирами живых и мертвых, но пренебрегает предупреждением не открывать эти таинственные врата…»
Слоган фильма: «Не надо было её открывать»
И знаете – правда, не надо было!
Но обо всём по порядку.
Прежде всего, хочется сказать о героях.
Дело происходит в Индии, в крупнейшем городе (думайте об этом, когда увидите местную жизнь, дороги, движение, столпотворение…)
Мать семейства – Мария (актриса известна мне по роли Сары Танкреди в сериале «Побег») – хороша в этой роли. Запутанная, отрешённая, потом воодушевлённая и снова в разбитии. То, как она переживает гибель сына, да и сама сцена с аварией, да не просто аварией, а ужасной – она оказывается в машине под водой с сыном и дочерью, и спасти удалось только дочь. Я думала что после сериала «Побег» мне будет трудно воспринимать эту актрисы за пределами «Сары Танкреди» – такое часто бывает с сериальными актёрами, но здесь мне придраться не к чему. Это не Сара, это Мария, у которой есть дочь, у которой не стало сына, и которую грызёт чувство вины.
Гораздо больше у меня вопросов к её мужу – Майклу (мне актёр известен по фильму «Юлий Цезарь»), который…нет, мы все переносим горе по-разному, но когда его жена едет в храм, чтобы поговорить с умершим сыном, по факту пропадая непонятно где, он такой: ну…ладно, зато вернулась.
Да, она возвращается воодушевлённая и спокойнее, но до того у неё была попытка (цензура), и…он просто соглашается с отсутствием объяснений. Ровно как и со странностями в доме. Норм, чё, и такое бывает.
Про сына Оливера много сказать не можем, так как он появляется уже в образе разлагающейся души и калечит все, до чего может дотянуться. Поговорим о девочке Люси. Вот чесслово – дети в фильмах ужасов всегда самое страшное. И здесь маленькая девочка под конец фильма и становится воплощением мира мёртвых…
Ещё в фильме есть домработница Пики, которая и запускает всю эту сюжетную дребедень, подсказывая Марии про поездку в храм. Но у Пики своя история – дело в том, что у неё и самой была дочь когда-то. Трагическая случайность и девочки не стало. Зато Пики осталась.
Итак… у Марии нет сил жить, мир блекнет, чувство вины режет и днём, и ночью. Пики, желая помочь, рассказывает ей о храме на юге страны, где грань между миром живых и мёртвых особенно тонка и можно услышать голос того, кого любишь. Для этого нужно:
1. нужно поехать в этот храм и рассыпать на его ступенях прах умершего
2. Нужно закрыться в храме и ждать ночи
3. Когда придет тот, кто нужно, нельзя ему открывать, что бы там тебе не говорили из-за двери.
Инструкция ясна? Да.
Про то, как Мария добывает прах сына я даже лучше не буду рассказывать. Это мерзковато всё. И, либо в Индии всем вообще плевать на то, что происходит рядом, либо Мария как-то хитростью смогла не посвятить во всё это дело мужа…кстати, на что она надеялась? Что он не заметит, что могила у сына явно тронута была?
Ладно, неважно. Важен во всей этой сцене один момент – нас знакомят с сектой. Ну как с сектой…с клубом по интересам – некие жрецы, по словам Пики, посыпают себя пеплом и едят плоть умерших, чтобы усилить связь с миром мёртвых.
На кой им это надо? Как они все после этого не передохли? (хотя, это ж Индия…) короче – вот вам представитель клуба по интересам.
Представитель, если что, справа.
Итак, прах есть, цель поездки есть – по-е-ха-ли! В одного поехали, конечно. Это ж храм, это ж Индия. А все же знают, что в Индии разъезжать белой женщине – безопасно! (это сарказм, если что).
Ну что ж, пепел рассыпан, дверь в храм заперта. Ждём.
Сам момент ожидания на самом деле атмосферен. Он нагоняет жуть. И я бы сказала, что это давно уже забытое ощущение, так как фильм, в котором никто не пугает звуком, и не пытается выдавить нервность какой-нибудь резкой птицей в кадре – это признак того, что над фильмом работали.
Она ждёт, и кто-то приходит. Мария говорит с сыном через закрытую дверь, плачет, просит прощения… сильный момент, на самом деле – ей было важно услышать, что её сын её прощает, что она не виновата и сделала всё, что могла, и сын её прощает.
Он это говорит. Ей легче. А потом он говорит и то, что ему пора, и Мария…
Да, она распахивает дверь, которую ей наказывали не открывать!
Нет, ничего не происходит как будто… и даже сложно сказать Марии, что она дура какая-то. Хотя нет, можно. Но и понять её тоже можно. И даже как-то посочувствовать.
Короче, Мария возвращается домой, в её мире светлее и спокойнее, и даже вроде бы она как-то оживает, получив прощение от сына, и конечно – она не говорит Пики о том, что открыла дверь. вот только вскоре это становится очевидным.
Всюду происходит что-то зловещее: сохнут цветы и деревья вокруг дома и в доме, повсюду что-то непонятное, перемещаются вещи погибшего сына, ещё и дочь Люси явно с кем-то беседует…и признаётся матери:
– Оливер вернулся.
Падают книги в комнате Оливера, намекая Марии на то, что нужно почитать сказку, ездят кресла… короче – типичный набор для фильма ужасов с призраками. Но поначалу это вроде бы не сильно пугает, ведь Оливер тихий-тихий…
А потом Люси говорит, что брат ей больше не нравится, что он кусается. А дальше – больше…
Короче, двери открывать было нельзя. Пики понимает всё с запозданием и говорит, что единственный способ всё прекратить – это уничтожить все вещи Оливера, ведь индусы верят в очищение и реинкарнацию души, но с Оливером этого не произойдет, потому что он попал в мир живых и без физической оболочки, его душа начнёт гнить. Вернее, уже начала.
Впрочем, кое- что добавляется к всяким странностям с Оливером – это то, что Мария то тут, то там видит стрёмное чудовище (Мирту – божество, страж ворот в мир мертвых, которое уничтожит всех, кто помешает ей вернуть Оливера в царство мертвых) и тех мужиков из клуба трупоедов.
Причём пока не шибко понятно че надо последним. То ли помочь хотят, то ли проследить?? То ли просто попкорн забыли взять…
Короче, чудовище всё ближе, мужики с чудо-гримом тоже, и вот – развязка.
Пики пытается сжечь все вещи Оливера (кто-то же должен действовать!), но видит свою умершую дочь и в итоге всё заканчивается смертью Пики в пруду своих работодателей.
Вещи пытается сжечь Мария, но муж не очень-то ей верит в сказки про Оливера, который вернулся, в храмы и в секты. Да и дочь Люси, которая тоже в курсе возвращения Оливера…всё отрицает.
Мария ведёт себя странно даже по собственным меркам и её муж решает, что жена поехала крышей (так и выглядит, если честно). Он пытается успокоить её мирно, но когда Мария понимает, что Оливер вселился в сестру и почти нападает на дочь, спокойствие изменяет ему.
Он запирает её в доме, а сам хватает дочь и…
И тут итог. Люси-Оливер убивает собаку (ЗА ЧТО, ГОСПОДИ???? В ЧЁМ ПЕСИК ВИНОВАТ) и нападает на отца. И пока Майкл в афиге, а Мария выбирается из комнаты, на помощь приходят мужики в чудо-гриме. Ну как на помощь.
Судя по их действиям (ребят, объясняйте свои мотивы!), они хотят вернуть Оливера в мир мёртвых и то, что он в теле Люси их вообще ни разу не волнует. Родители пытаются защитить последнего ребенка (которого, кстати, до этого умудрились как-то потерять на улице –родители года!) и подоспевшая Мария предлагает духу Оливера себя.
Дух Оливера (или кого-то, кто уже не Оливер) отпускает сестру и переходит в мать, а мужики из секты убивают её. В посмертии Мария сталкивается снова с чудовищем, но то уже не нападает, а потом вдруг приходит в себя и понимает, что он лежит на ступеньках храма.
Мария сначала думает что жива, но увидев прах и услышав голос мужа, она понимает, что Майкл делает то, что она сделала с сыном, бросается по ступенькам уже знакомого нам храма, и кричит ему, чтобы он не открывал дверь.
Конец фильма.
В целом – это хороший фильм. Да, тут есть логические косяки и роль секты тоже не особенно ясна, и чудовище зря приплетено как по мне – хватило бы просто духа Оливера, но усиленного, кошмарного, гниющего. Но спишем на местный колорит, чего уж.
Я не люблю Индию. Я понимаю, что это древнее место, давшее свою особенную философию, но…не люблю. А глядя на улицы, духоту и столпотворение (или слушая в фильме разговор про вшей, которые заводятся лишь в чистых волосах) – короче, неприятно. Не моя атмосфера. Но с другой стороны, это что-то посвежее, чем типичный тихий городок, в который приезжает писатель/детектив/полицейский в отставке/мать с детьми, и начинается свистопляска.
Это выглядит поинтереснее и фильм пропитан чужой, загадочной атмосферой. Короче, посмотреть можно, а где-то через год-два и пересмотреть не грех.
Личная же трагедия семьи, сцена с тонущим автомобилем и вовсе пробирают, делая фильм ужасным на двух уровнях: уровне реальном, когда происходит трагедия и ужасным – уже к мистическим событиям.
А что касается концовки, то я всегда считала, что хэппи-энды зачастую убивают фильм ужасов. Зло никуда не девается, особенно если речь идёт о потустороннем и то, что в итоге сама Мария оказывается у этой двери, когда её же муж и хочет её впустить – это классная концовка. Это финал.
Он не верил ей. Но теперь нет и её. И уже Марии придётся гнить душой, и за нею придёт та самая Мирту.
Одобряю. Фильм не без огрехов, но его интересно смотреть. Он не затянут, он имеет реальную историю и в отличие от «Заклятья. Шёпот ведьм» – не бросается между историями. А четко остаётся в пределах пяти людей: Марии, Майлка, Оливера, Люси и Пики.
На заднем плане бегают чуваки в чудо-гриме, но это Индия, кто знает – может у них так принято.
Высказавшаяся «Янарисовала»
(Состав паблика "Янарисовала": Ваш Художник (она же Рисовальщик, помогатор. вдохновитель и хороший человек) и Хаотичный Творец несмешных шуток (она же админ трёх пабликов, дзен-ведущий, шипящий зритель)
Наш паблик https://vk.com/yanarisovala1