Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Алексей Фролов озвучил информацию, что в проектно-сметную документацию по строительству мусоросжигательного завода (МСЗ) под Казанью вносятся изменения. И после этого будут проведены повторные экспертизы проекта, в том числе экологическая и строительная.
– По предыдущему проекту экспертиза закончилась, – заявил Фролов журналистам.
Предыдущий проект – это проект от швейцарско-японской компании Hitachi Zosen Inova, который компания «РТ-Инвест» продвигала на протяжении многих лет, пока в 2022 году в связи с началом российской спецоперации против бандеровского режима на Украине не были введены западные санкции. В числе первых жертв этих санкций стала корпорация «Ростех», которая контролирует «РТ-Инвест». Hitachi Zosen Inova получила с российской стороны оплату за оборудование, но ни оборудования, ни технологий не предоставила. В результате проект строительства пяти МСЗ (четырех – в Подмосковье, одного – в Осиново под Казанью) был поставлен на паузу.
«РТ-Инвест» был вынужден лихорадочно искать замену. А поскольку западные технологии оказались полностью недоступными, инвестору российских МСЗ ничего не оставалось, как обратить свой взор в сторону Китая. В начале мая было объявлено, что «РТ-Инвест» договорился о производстве ключевого оборудования для завода энергоутилизации под Казанью с китайской корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry Co., Ltd. Как заявлял глава «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов (его слова приводит РБК), «ключевое оборудование будет произведено в КНР на заводе компании, которая уже успешно реализовала более 250 проектов в Китае и в мире». Также он отметил, что с запуском завода Казань станет первым городом в России, полностью отказавшимся от полигонного захоронения отходов. При этом ожидается, что новое оборудование для казанского завода будет произведено и поставлено в ближайший год. Все технологические параметры проекта останутся прежними, мощность завода в Осиново будет сохранена и составит 550 тысяч тонн отходов в год.
В начале июня было заявлено, что строительство МСЗ в Осиново возобновлено. При этом «РТ-Инвест» отмечал, что оборудование от китайцев полностью соответствует российским и международным требованиям экологических норм. Первую партию устройств поставят в течение года, чтобы запустить завод в 2025 году.
KazanFirst
Впрочем, в Татарстане далеко не все разделяют оптимизм руководства «РТ-Инвеста». Один из таких скептиков – депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов – известный в республике переработчик отходов и критик реализуемой в стране мусорной реформы. Мы обратились к нему за комментарием по поводу того, насколько реалистичны обещания инвестора ввести МСЗ в Осиново в строй в 2025 году.
– Честно говоря, я глубоко сомневаюсь, что «РТ-Инвест» сможет выдержать эти сроки, – заявил депутат Атласов. – Причина не только в репутации компании, которая уже не однажды переносила сроки ввода МСЗ в эксплуатацию, причем в первый раз этот перенос не был связан с санкциями. Самое главное – невозможно быстро перестроить этот завод под новое технологическое решение. Это действительно новые технологии, несмотря на то, что в целом будут использоваться известные принципы энергетической утилизации. Речь ведь прежде всего идет об адаптации оборудования к требуемым параметрам и даже к конструкции здания. Ведь китайцы будут устанавливать нетиповое оборудование, которое уже апробировано с точки зрения технологического режима использования, а также соответствия экологическим и иным стандартам. Это будет уникальный образец, но я бы не радовался такому определению. Потому что уникальный в данном случае следует понимать как опытный образец, который еще неизвестно какие результаты выдаст. Тем более что экспертизу еще только предстоит провести.
Я обратил внимание на другое. Очень сдержанно проявляет себя в отношении МСЗ в последние года полтора правительство республики. Если сравнить, какая была позитивная риторика еще три-четыре года назад, то сейчас вокруг МСЗ существует какая-то пелена молчания, которая иногда прерывается нейтральными комментариями. И в этом, как мне кажется, проявляется подспудное раздражение в адрес инвестора, который мало того что откладывает сроки, так теперь полностью вынужден менять технологическое решение. И даже западные санкции, которые стали причиной этого, как будто уже не считаются удовлетворительным объяснением. Ведь и до санкций к проекту было много вопросов со стороны правительства РФ, в частности, тогдашнего вице-премьера Виктории Абрамченко.
То, что в отношении инвестора существует определенное раздражение, видно по многим признакам. Во-первых, это реакция председателя правительства Татарстана Алексея Песошина, который и в апреле этого года, и в апреле прошлого года, выступая с отчетом правительства перед депутатами Государственного Совета РТ, очень четко артикулировал позицию – республика со своей стороны сделала все в рамках проекта МСЗ, дело за инвестором. Во-вторых, нынешняя реакция замминистра строительства РТ Алексея Фролова, который, не в пример прежним годам, сейчас очень сдержанно комментирует ситуацию с МСЗ. Он отметил, что у властей Татарстана нет информации о заключении контрактов инвестора с китайцами. Также он четко акцентировал внимание на экологическом аспекте. Если опираться на публикации в СМИ, Фролов заявил: «Для нас, конечно, важно понять экологические последствия, то есть основной вопрос – прохождение экологической экспертизы в части технологии очистки дыма. Нам очень важно, какие у объекта будут мощности, на какие объемы необходимо будет ориентироваться».
Я, откровенно говоря, не помню, чтобы раньше перед инвестором так четко и конкретно ставились вопросы по экологическому соответствию оборудования. Раньше в такой форме ставили вопросы перед инвестором и властью только экологические активисты. Возникает ощущение, что теперь сама власть перешла на их позицию. Это означает, что у республики есть определенные сомнения в качестве оборудования и чиновники уже не спешат выступать в роли адвокатов инвестора. А ведь раньше было совсем по-другому – и в прессе была куча статей про экологическую безопасность технологии МСЗ от Hitachi Zosen Inova, и в Швейцарию на мусоросжигательный завод возили группу экологических активистов. Сейчас ничего подобного не наблюдается.
Я думаю, одна из причин недоверия к инвестору в том, что затягивание сроков ввода в эксплуатацию нарушило планы реализации мусорной реформы в республике. Ведь в западной зоне, где региональным оператором является УК «ПЖКХ», вся концепция реформы сводилась к тому, что почти весь объем ТКО должен был сжигаться с последующей выработкой энергии. В случае ввода МСЗ в эксплуатацию это позволяло сравнительно быстро достигнуть высоких показателей утилизации отходов, не сильно вкладываясь в инфраструктуру сортировки и раздельного сбора. Но сейчас оказалось, что нет ни того, ни другого. В результате все независимые эксперты констатируют очевидный факт – мусорная реформа в Татарстане провалилась.
KazanFirst
Конечно, одна из причин провала в том, что доверились «РТ-Инвесту». Ведь сразу, как стало ясно, что проект МСЗ затягивается, руководство республики приняло решение заключить соглашение с Российским экологическим оператором (РЭО) о строительстве в Татарстане мусороперерабатывающего завода. Потому что ждать, пока «РТ-Инвест» найдет решение, – себе дороже.
Понятно, что проект МСЗ уже не закроешь, ведь слишком много в него вложено. Но зато теперь у власти есть основание более жестко спрашивать с инвестора о соответствии китайского оборудования российским экологическим стандартам. Потому что прежнего доверия, очевидно, уже нет.