Пошаговая инструкция: как самостоятельно заменить масляный фильтр. Замена масляного фильтра и масла — это одни из самых простых процедур при техническом обслуживании автомобиля. Объясним, как сделать всё правильно.
Как работает масляный фильтр
Масляный фильтр — это сменный элемент, который очищает масло от механических частиц. Как и топливный фильтр, он работает исключительно механически и не меняет химический состав масла. То есть, он не способен избавить, например, от попавших в систему смазки примесей бензина или дизеля.
Существуют два вида фильтров: разборные и неразборные.
Фильтрующий элемент, который находится внутри внешнего корпуса, обычно представляет собой бумагу, пропитанную специальным армирующим составом и сложенную «гармошкой» для увеличения площади фильтрации. Реже в качестве материала используют синтетические и несинтетические ткани.
Перепускной клапан — неотъемлемая часть системы фильтрации. Он защищает масляную систему двигателя от падения давления. Если давление в фильтре достигает критического уровня (поток застопоривается и не идёт дальше), подпружиненный клапан открывается и направляет поток в обход фильтра, чтобы не допустить масляного голодания мотора. Это может произойти при сильных морозах, когда масло чрезмерно густеет, или если фильтр сильно загрязнён.
Перепускной клапан может быть расположен как в самом сменном элементе, так и на двигателе, в месте стыка с фильтром.
Иногда (в зависимости от конструкции двигателя) фильтр оснащают противосливным и противодренажным клапанами. Они предотвращают пролив масла из открученного фильтра и отлив из него на заглушенном моторе. Это необходимо, чтобы при следующем старте не терять время на наполнение фильтра и не снижать давление в системе.
Как часто менять масляный фильтр
В общих чертах ответ ясен: вместе с маслом. Касаемо интервалов между сервисами, рекомендуется поступать аналогично замене масла и других технических жидкостей в автомобиле. То есть, следует обратиться к рекомендациям производителя и скорректировать их под свои нужды.
Если производитель рекомендует менять масло каждые 15 тысяч километров, то в целях профилактики лучше сократить этот интервал до 10 тысяч. Это позволит учесть условия эксплуатации в России: холодную зиму, длительное межсезонье, значительные перепады влажности, пробки в больших городах и т. д. Всё это очевидно влияет на состояние технических жидкостей и их фильтров, поэтому сокращение интервалов обслуживания — не прихоть, а необходимость.
Как открутить масляный фильтр
Обычно заменить масло и фильтр несложно даже новичку. Но перед началом работы советуем внимательно изучить руководство по ремонту и чётко следовать ему. Вот общий порядок действий:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Это нужно, чтобы взвесь в системе смазки поднялась и частично стекла в сливную тару. К тому же, прогретое масло становится более текучим и легче сливается.
- Если фильтр расположен снизу, снимите защиту картера (если она есть). В некоторых защитах есть специальные технологические окна для доступа к фильтру и сливной пробке.
- Открутите маслозаливную крышку, чтобы в системе не создавалось разрежение и масло могло свободно стекать.
- Слейте отработанное масло в заранее подготовленную ёмкость, открутив сливную пробку.
- Открутите масляный фильтр.
Как снять масляный фильтр без специального ключа
Как открутить прикипевший масляный фильтр
Основная трудность при замене масляного фильтра — это его открутить. Даже если фильтр был закручен вручную, прикипевшее уплотнительное кольцо может помешать его снять. Чтобы решить эту проблему, можно использовать несколько способов.
Специальные съёмники
Существует несколько видов съёмников, которые можно выбрать в зависимости от расположения фильтра. Наиболее распространённые типы — это «чашка», «краб», «серп», цепной и ленточный. Первые три типа получили свои названия из-за характерного внешнего вида.
Ремень
Можно использовать как автомобильный ремень, так и обычный ремень от брюк. Прикипевший фильтр можно открутить, накинув на него петлю из ремня, затянув её и прикладывая силу к ремню, а не к фильтру.
Отвёртка, лом, большое шило
Это самый радикальный способ, который следует использовать, если другие методы не помогли. Нужно пробить корпус фильтра (он сделан из тонкого и мягкого металла) и свернуть его, как обычный вороток. Однако при этом масло из фильтра неизбежно прольётся. Также важно не повредить резьбу — пробивать корпус нужно подальше от точки контакта с двигателем. Этот метод подходит только для одноразовых фильтров.
Что делать дальше
Перед установкой нового неразборного фильтра необходимо очистить место прилегания уплотнительного кольца и вокруг него чистой тряпкой или плотными бумажными салфетками. Также перед накручиванием необходимо смазать кольцо фильтра маслом, чтобы обеспечить герметичность соединения.
Если фильтр разборный, то к процедуре очистки добавляется алгоритм извлечения и проверки деталей. Это могут быть дренажный клапан, пружины, различные уплотнения и другие компоненты. В некоторых случаях эти элементы необходимо заменить вместе с фильтрующим элементом. Для определения точной последовательности действий необходимо ознакомиться с руководством по обслуживанию конкретного автомобиля.