Ныне забытые иномарки и американские клоны на советских дорогах. Продуктовые и винные магазины в эпоху изобилия и годы тотального дефицита. Переполненные пляжи и еще один Ленин. И совсем чуть-чуть романтического настроения…
В нашей подборке 7 снимков, цветных и черно-белых, сделанных в разные годы и в разных местах Советского Союза, а также 7 малоизвестных историй, которые эти фотографии иллюстрируют.
Ударим автопробегом…
Город Горький, ныне Нижний Новгород.
Июль 1933 года
Обратите внимание на номер автомобиля. На нем написано:
«Автоклуб ЦС (Центрального совета) Автодора»
и ниже:
«Москва – Кара-Кум – Москва».
Автодор – это добровольное Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог. Оно существовало в СССР с 1927 по 1935 гг. и было призвано пропагандировать автомобили, автомобилестроение и автодорожное строительство.
Это было время, когда автомобиль – это не то, что средство передвижения, это еще даже не роскошь, а самая что ни есть экзотика. Советское автомобилестроение, благодаря американской компании Ford только-только начало выпускать собственные машины.
Именно Автодор устраивал те самые знаменитые автопробеги, о которых мы знаем благодаря роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Кроме популяризации автомобильного транспорта, подобные мероприятия выполняли пропагандистскую функцию – вещали населению о достижениях советской промышленности.
С 6 июля по 30 сентября в СССР прошел один из самых дальних автопробегов по маршруту: Москва – Кара-Кум – Москва. 96 человек на 23 автомобилях проехали почти 9500 км через Поволжье, Южный Урал, Казахстан, Узбекистан, достигли пустыни Каракумы (в те годы название писалось через дефис). В столицу возвращались через Туркмению, Азербайджан (переправились на пароме по Каспийскому морю), Грузию, Северный Кавказ, Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж и Тулу.
Газета «Правда» писала:
«Кара-Кумский пробег – проверка качества советской автомашины».
Пропаганда делала упор, что «царская Россия не знала автомобилестроения» (это неправда), а Советский Союз выпускает собственные автомобили. Но это не полная правда!
Из 23 легковых и грузовых автомашин Каракумского пробега, четыре были производства США. Остальные 19 собраны на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и Москве (будущий ЗИЛ) по лицензии американских компаний Ford и AutoCar-SA.
На фото автомобиль ГАЗ-А, типа «фаэтон», полная копия автомобиля Ford Model A. Американцы производили эту модель в 1927-1931 гг., а в СССР с 1932 по 1936 гг.
Типичный портрет распадающейся державы
Москва, исторический центр города.
1990 год
Неудачная горбачевская антиалкогольная компания вызвала подобные картины по всему Советскому Союзу. Здесь мы видим людей, атакующих обычный «винник» в доме XIX века на улице Ульяновской (ныне – Николоямской).
Заметно, что среди мужчин нет опустившихся алкашей, все прилично одеты. Но чтобы купить дефицитный алкоголь нужно вести себя по-скотски…
И Ленин такой молодой…
Алтайский край, Косихинский район, село Косиха.
22 апреля 1985 года
Нам кажется, что памятники Ленину всегда стояли во всех населенных пунктах Союза. Но как видим, кое-где они появились довольно поздно, на закате советской власти.
Село Косиха – одно из крупнейших на Алтае. В годы, когда сделан снимок, здесь проживало более 5 тыс. человек, сегодня 4,6 тыс. Наверняка, какой-то бюст Ильичу на центральной площади имени Ленина здесь стоял и раньше, а вот к 115-летию вождя мировой революции торжественно открыли красивый и огромный монумент.
Гранитный Ленин сохранился до наших дней, хотя постамент ему переделали. Но в селе Косиха есть еще один памятник, причем авторства, ни много, ни мало, самого Зураба Церетели.
В 2012 году в Косихе открыли памятник своему великому земляку – поэту Роберту Рождественскому.
Если вождь стоит, то поэт сидит…
Советская молодежь на пляже
Где-то в Крыму.
1967 год
К полувековому юбилею Октябрьской революции в Москву зачастили корреспонденты крупнейших мировых изданий, чтобы донести до своих читателей, как живут «русские» на исходе 50 лет советской власти.
Вот и фотограф популярного американского еженедельника Life проехал по стране и создал целый фотоальбом под названием «Советская молодежь».
Когда серию опубликовали в журнале, то это выглядело так, что молодые коммунисты только и знают, что веселятся и отдыхают.
Настоящий рай на земле!
После ливня с градом
Город Воронеж.
1961 год
Улицу в районе железнодорожного вокзала затопило после обильных осадков.
Для большинства горожан – это неприятность, а у кого-то, наоборот, прилив радости и романтического настроения.
Забытые «иномарки» в советских городах
Латвийская ССР, город Рига.
Конец 1970-х – начало 1980-х гг.
Если сегодня коммерческий транспорт в городах России представлен «газелями» и пока еще зарубежными брендами, то приметами «застойных» времен стали отечественные «рафики» и вроде как иномарки – польские автофургоны и микроавтобусы «Ныса».
Почему вроде как?
В 1957 году убыточную фабрику металлической мебели в польском городе Ныса переоборудовали под автозавод, который начал выпускать копии советской «победы». А вскоре наладил производство грузовых, грузопассажирских и чисто пассажирских моделей.
Польские автомашины «Nysa» не отличались изысканным дизайном или какой-то собой надежностью, зато привлекали дешевизной и маневренностью в условиях городских джунглей. Их охотно покупали в странах соцлагеря, в Африке, а также (неожиданно) в Финляндии и Турции.
В СССР поставки начались в 1967 году, а в ровно через 10 лет польские производители передали 50-тысячный экземпляр для советского рынка – специально изготовленный свадебный автофургон, который потом развозил счастливые пары в городе Кингисепп Ленинградской области.
В Польской Народной Республике автомобили «Ныса» применялись повсеместно, в том числе в милиции и скорой помощи, использовались в качестве мобильных лабораторий и кинопередвижек.
Но Советский Союз закупал в основном изотермические фургоны (как на фото, для развозки продуктов) и микроавтобусы. Каждый третий произведенный польский автомобиль экспортировался в СССР. Частники такие машины приобрести не могли, только организации и учреждения.
Наши водители называли польские машины «нюшами», но не особо жаловали за устаревший внешний вид и большой расход топлива. В конце 70-х рижские «рафики» стали стремительно вытеснять польский автопром не только в СССР, но и в Венгрии, Румынии и Болгарии. Эти четыре страны были главными покупателями «ныс».
Завод «Nysa» в начале 80-х оказался в глубоком кризисе, благодаря государственным дотациям производство кое-как сохранялось, но в начале 90-х полностью прекращено.
Советский универсальный магазин
Татарская АССР, город Набережные Челны.
1974 год
В СССР все регионы снабжались продовольствием по-разному. Где-то периодически возникал дефицит, где-то наоборот, существовало вечное товарное изобилие. К «счастливчикам» относились закрытые города-постовые ящики и стройки века.
В том числе и автограды.
В 1969 году было принято решение о строительстве Камского автомобильного завода – КАМАЗ. Одновременно с гигантской производственной площадкой возводились новые районы города. Десятки тысяч специалистов со всех союзных республик приехали сюда добровольно или по комсомольским путевкам.
Если в 1967 году население Набережных Челнов составляло 33 тыс. человек, то к 1975 году жителей стало на 200 тысяч больше, а к концу 80-х в городе жило подмиллиона.
На снимке современный и просторный универсам №25 в Новом городе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: