Найти тему

Как жили и отдыхали в СССР: 7 малоизвестных историй из советского прошлого о пляжах, магазинах, автомобилях и не только

Ныне забытые иномарки и американские клоны на советских дорогах. Продуктовые и винные магазины в эпоху изобилия и годы тотального дефицита. Переполненные пляжи и еще один Ленин. И совсем чуть-чуть романтического настроения…

В нашей подборке 7 снимков, цветных и черно-белых, сделанных в разные годы и в разных местах Советского Союза, а также 7 малоизвестных историй, которые эти фотографии иллюстрируют.

Ударим автопробегом…

Обзественное достояние
Обзественное достояние

Город Горький, ныне Нижний Новгород.

Июль 1933 года

Обратите внимание на номер автомобиля. На нем написано:

«Автоклуб ЦС (Центрального совета) Автодора»

и ниже:

«Москва – Кара-Кум – Москва».

Автодор – это добровольное Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог. Оно существовало в СССР с 1927 по 1935 гг. и было призвано пропагандировать автомобили, автомобилестроение и автодорожное строительство.

Это было время, когда автомобиль – это не то, что средство передвижения, это еще даже не роскошь, а самая что ни есть экзотика. Советское автомобилестроение, благодаря американской компании Ford только-только начало выпускать собственные машины.

Именно Автодор устраивал те самые знаменитые автопробеги, о которых мы знаем благодаря роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Кроме популяризации автомобильного транспорта, подобные мероприятия выполняли пропагандистскую функцию – вещали населению о достижениях советской промышленности.

С 6 июля по 30 сентября в СССР прошел один из самых дальних автопробегов по маршруту: Москва – Кара-Кум – Москва. 96 человек на 23 автомобилях проехали почти 9500 км через Поволжье, Южный Урал, Казахстан, Узбекистан, достигли пустыни Каракумы (в те годы название писалось через дефис). В столицу возвращались через Туркмению, Азербайджан (переправились на пароме по Каспийскому морю), Грузию, Северный Кавказ, Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж и Тулу.

Газета «Правда» писала:

«Кара-Кумский пробег – проверка качества советской автомашины».

Пропаганда делала упор, что «царская Россия не знала автомобилестроения» (это неправда), а Советский Союз выпускает собственные автомобили. Но это не полная правда!

Из 23 легковых и грузовых автомашин Каракумского пробега, четыре были производства США. Остальные 19 собраны на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и Москве (будущий ЗИЛ) по лицензии американских компаний Ford и AutoCar-SA.

На фото автомобиль ГАЗ-А, типа «фаэтон», полная копия автомобиля Ford Model A. Американцы производили эту модель в 1927-1931 гг., а в СССР с 1932 по 1936 гг.

Типичный портрет распадающейся державы

-2

Москва, исторический центр города.

1990 год

Неудачная горбачевская антиалкогольная компания вызвала подобные картины по всему Советскому Союзу. Здесь мы видим людей, атакующих обычный «винник» в доме XIX века на улице Ульяновской (ныне – Николоямской).

Заметно, что среди мужчин нет опустившихся алкашей, все прилично одеты. Но чтобы купить дефицитный алкоголь нужно вести себя по-скотски…

И Ленин такой молодой…

-3

Алтайский край, Косихинский район, село Косиха.

22 апреля 1985 года

Нам кажется, что памятники Ленину всегда стояли во всех населенных пунктах Союза. Но как видим, кое-где они появились довольно поздно, на закате советской власти.

Село Косиха – одно из крупнейших на Алтае. В годы, когда сделан снимок, здесь проживало более 5 тыс. человек, сегодня 4,6 тыс. Наверняка, какой-то бюст Ильичу на центральной площади имени Ленина здесь стоял и раньше, а вот к 115-летию вождя мировой революции торжественно открыли красивый и огромный монумент.

Гранитный Ленин сохранился до наших дней, хотя постамент ему переделали. Но в селе Косиха есть еще один памятник, причем авторства, ни много, ни мало, самого Зураба Церетели.

В 2012 году в Косихе открыли памятник своему великому земляку – поэту Роберту Рождественскому.

Если вождь стоит, то поэт сидит…

Советская молодежь на пляже

-4

Где-то в Крыму.

1967 год

К полувековому юбилею Октябрьской революции в Москву зачастили корреспонденты крупнейших мировых изданий, чтобы донести до своих читателей, как живут «русские» на исходе 50 лет советской власти.

Вот и фотограф популярного американского еженедельника Life проехал по стране и создал целый фотоальбом под названием «Советская молодежь».

Когда серию опубликовали в журнале, то это выглядело так, что молодые коммунисты только и знают, что веселятся и отдыхают.

Настоящий рай на земле!

После ливня с градом

-5

Город Воронеж.

1961 год

Улицу в районе железнодорожного вокзала затопило после обильных осадков.

Для большинства горожан – это неприятность, а у кого-то, наоборот, прилив радости и романтического настроения.

Забытые «иномарки» в советских городах

-6

Латвийская ССР, город Рига.

Конец 1970-х – начало 1980-х гг.

Если сегодня коммерческий транспорт в городах России представлен «газелями» и пока еще зарубежными брендами, то приметами «застойных» времен стали отечественные «рафики» и вроде как иномарки – польские автофургоны и микроавтобусы «Ныса».

Почему вроде как?

В 1957 году убыточную фабрику металлической мебели в польском городе Ныса переоборудовали под автозавод, который начал выпускать копии советской «победы». А вскоре наладил производство грузовых, грузопассажирских и чисто пассажирских моделей.

Польские автомашины «Nysa» не отличались изысканным дизайном или какой-то собой надежностью, зато привлекали дешевизной и маневренностью в условиях городских джунглей. Их охотно покупали в странах соцлагеря, в Африке, а также (неожиданно) в Финляндии и Турции.

В СССР поставки начались в 1967 году, а в ровно через 10 лет польские производители передали 50-тысячный экземпляр для советского рынка – специально изготовленный свадебный автофургон, который потом развозил счастливые пары в городе Кингисепп Ленинградской области.

В Польской Народной Республике автомобили «Ныса» применялись повсеместно, в том числе в милиции и скорой помощи, использовались в качестве мобильных лабораторий и кинопередвижек.

Но Советский Союз закупал в основном изотермические фургоны (как на фото, для развозки продуктов) и микроавтобусы. Каждый третий произведенный польский автомобиль экспортировался в СССР. Частники такие машины приобрести не могли, только организации и учреждения.

Наши водители называли польские машины «нюшами», но не особо жаловали за устаревший внешний вид и большой расход топлива. В конце 70-х рижские «рафики» стали стремительно вытеснять польский автопром не только в СССР, но и в Венгрии, Румынии и Болгарии. Эти четыре страны были главными покупателями «ныс».

Завод «Nysa» в начале 80-х оказался в глубоком кризисе, благодаря государственным дотациям производство кое-как сохранялось, но в начале 90-х полностью прекращено.

Советский универсальный магазин

-7

Татарская АССР, город Набережные Челны.

1974 год

В СССР все регионы снабжались продовольствием по-разному. Где-то периодически возникал дефицит, где-то наоборот, существовало вечное товарное изобилие. К «счастливчикам» относились закрытые города-постовые ящики и стройки века.

В том числе и автограды.

В 1969 году было принято решение о строительстве Камского автомобильного завода – КАМАЗ. Одновременно с гигантской производственной площадкой возводились новые районы города. Десятки тысяч специалистов со всех союзных республик приехали сюда добровольно или по комсомольским путевкам.

Если в 1967 году население Набережных Челнов составляло 33 тыс. человек, то к 1975 году жителей стало на 200 тысяч больше, а к концу 80-х в городе жило подмиллиона.

На снимке современный и просторный универсам №25 в Новом городе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: