89,6K подписчиков

Психологическое рождение личности: ключевые этапы по Маргарет Малер

Маргарет Малер, выдающийся британский психоаналитик, внесла неоценимый вклад в понимание раннего развития личности.

Маргарет Малер, выдающийся британский психоаналитик, внесла неоценимый вклад в понимание раннего развития личности. Ее концепция психологического рождения стала фундаментом для современной психоаналитической теории объектных отношений.

Малер утверждала, что процесс рождения ребёнка не ограничивается физическим выходом из утробы матери, а является сложным и многоэтапным процессом, завершающимся формированием самостоятельной личности, способной к полноценному взаимодействию с внешним миром.

В своей теории Малер выделила три ключевые фазы, которые ребёнок проходит в процессе психологического рождения:

1. Фаза нормального аутизма (первые несколько недель жизни)

Эта фаза является периодом полного хаоса для младенца. В этом состоянии он ещё не способен отделить себя от внешнего мира. Ребёнок полностью погружен в мир своих потребностей и чувств, не осознавая своего "Я". Он не различает себя от окружающего мира, воспринимая его как единое целое. Это время абсолютного нарциссизма, где ребёнок живёт в мире собственных ощущений и импульсов.

2. Предобъектная фаза (от 4-6 недель до 5-6 месяцев)

На этом этапе младенец начинает взаимодействовать с миром через материнские объекты. Он ещё не воспринимает мать как целостное существо, а скорее как набор отдельных частей, удовлетворяющих его потребности. Например, грудь, которая даёт ему пищу, руки, которые его носят, голос, который его успокаивает.

Предобъектная фаза играет ключевую роль в формировании чувства безопасности и защищённости. В это время ребёнок учится доверять матери, испытывая чувство близости и любви в зависимости от способности матери эмпатично угадывать и откликаться на потребности младенца.

3. Объектная фаза (с 5-6 месяцев до 2-3 лет)

Заключительный этап психологического рождения, объектная фаза, характеризуется тем, что ребёнок начинает идентифицировать материнский объект как целостное существо, а не как набор отдельных частей. Он осознает, что мать является отдельным от него человеком, обладающим собственными чувствами и потребностями.

В этот период формируются ключевые психические структуры: "Я", "Ты" и "Мир". Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, отличающуюся от матери и от внешнего мира. В это время очень важны материнская поддержка и одобрение. Когда ребёнок экспериментирует, учится временно отделяться от матери и испытывает различные эмоции, такие как печаль и злость, важно, чтобы мать оставалась эмоционально доступной и поддерживающей, но при этом давала ребёнку пространство для самостоятельного развития. Это поможет ребёнку вырасти уверенным в себе, способным принимать решения и справляться с трудностями. Если же мать слишком рано отталкивает ребёнка или, наоборот, настаивает на тесном симбиозе, то это приводит к появлению внутри ребёнка сильного страха быть покинутым либо быть поглощённым, который будет его преследовать долгие годы и негативно влиять на его способность строить здоровые.

Теория Малер оказала глубокое влияние на психоанализ и другие области психологии. Она предоставила ценные знания о раннем развитии личности и объяснила, как формируется чувство безопасности, доверия, идентичности и самосознания.

Автор: Варникова Екатерина Владимировна
Психолог, Супервизор, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru