Найти тему
Марина Беликова

Сладкие грёзы о патриархате

Оглавление

Патриархат. Заветная мечта многих современных мужчин, уставших от того, что женщины стали сильными и независимыми. Теперь жёны не смотрят в рот мужу-кормильцу, не ходят по одной половице, трепетно храня погоду в доме. О, нет! Напротив, женщины стали требовательными. Высказывают своё мнение. Делают только то, что считают нужным.

Как автор этого канала.
Как автор этого канала.

Мужчина – о ужас! – больше не глава семьи. Слово мужчины теперь не закон, а его мнение – не единственно правильное. Мужчину не боятся. Ему не подчиняются. К нему относятся с позиции «равный-равному».

И стоит великий плач в интернете.

Сколько раз мне писали, что те общества правильные – и не сосчитать! Современные мужчины, толком не знающие, что такое физический труд, всерьёз ратуют за патриархат, при котором мужчина выполнял тяжёлую и опасную работу. Особо одарённые и вовсе разглагольствуют о пользе женского бесправия – "чтобы на кухне шуршала, босая и беременная!"

В основном, в интернете. В жизни страшновато. В жизни можно и по лицу получить за такие речи.

Мечта патриархалов выглядит примерно так. В иллюстративных целях https://games-of-thrones.ru/khal-drogo-i-khalisi-deyneris-targarien-istoriya-lyubvi-i-smerti.html
Мечта патриархалов выглядит примерно так. В иллюстративных целях https://games-of-thrones.ru/khal-drogo-i-khalisi-deyneris-targarien-istoriya-lyubvi-i-smerti.html

Во власти, кстати, таких любителей старины тоже хватает. Некоторые образованные мужчины и даже женщины считают, что было бы неплохо вернуть «Россию, которую мы потеряли». Неграмотную многодетную крестьянскую семью, живущую тяжёлым трудом.

Само собой, религиозную и патриархальную.

В иллюстративных целях https://storyfox.ru/post/unikalnye-tsvetnye-foto-dorevolyutsionnoj-semi-krestyan-rossijskoj-imperii/
В иллюстративных целях https://storyfox.ru/post/unikalnye-tsvetnye-foto-dorevolyutsionnoj-semi-krestyan-rossijskoj-imperii/

Намедни депутат Ярославской областной думы и по совместительству директор Ярославского зоопарка (только это уже звучит как шутка!) предложил законодательно закрепить за отцом главенствующий статус в семье вне зависимости от его желания.

Он предложил отменить равноправие, официально признав отца главой семьи. А всё почему? А потому что по мнению депутата, именно мужчины являются носителями врожденной морали и альтруизма.

"Но почему тогда большинство педофилов, убийц и маньяков -- мужского пола?" -- спрошу я у ясеня.

И у тополя. И у калины красной.

И тишина будет мне ответом...

Ещё он предлагает «законодательно закрепить вознаграждение труда мужчины-отца выше, чем женщины-матери». Мать поощрять нематериально. Например, по плечу похлопать. Сказать, что она молодец. Или как там обычно матерей поощряют? Я просто не в курсе.

Комментировать я это не буду. Я устала комментировать депутатский сюр последних лет. А вы не стесняйтесь.

Классика

Поражает, сколько мужчин поддерживает инициативу этого депутата, сколько голосит про «верните нам патриархат и заживём». Им кажется, что у них не получается выстроить нормальные отношения с противоположным полом вовсе не из-за своих тараканов, а из-за проклятого феминизма, испортившего современных женщин.

Плохие, плохие феминистки! https://kartinkof.club/jumor/memi/278-memy-bez-bab-50-foto.html
Плохие, плохие феминистки! https://kartinkof.club/jumor/memi/278-memy-bez-bab-50-foto.html

Что же, сегодня я хочу поговорить не о горькой женской доле, а о том, как сладко жили патриархи в те благолепные времена, когда мужчина был главой семьи.

На досуге я люблю почитать хорошие книги. Сейчас читаю «Отверженных» Виктора Гюго. Мне хочется процитировать отрывок об одном из ключевых персонажей этого произведения, Жане Вальжане.

Он родился в бедной крестьянской семье. Его мать умерла от молочной лихорадки, от которой её плохо лечили, а отец погиб при выполнении рабочих обязанностей. Старшая сестра и её муж вырастили Жана как родного ребёнка. Потом муж умер. Главой семьи стал Жан.

У Жана осталась только старшая сестра, вдова, с семью детьми, мальчиками и девочками. Эта сестра вырастила Жана Вальжана и, пока был жив муж, бесплатно предоставляла брату стол и жилье. Муж умер. Старшему из детей было восемь лет, младшему год. Жану Вальжану минуло двадцать пять. Он заменил сиротам умершего отца и помогал воспитавшей его сестре. Он выполнял это просто как долг, даже с некоторой грубостью. Его молодость расходовалась таким образом на тяжкий и плохо оплачиваемый труд. Никогда за ним никто не знал никакой "зазнобы". Влюбляться было некогда.

Как вы считаете, это хорошая жизнь для молодого мужчины?

Зато – глава семьи! Настоящий патриарх! Хоть и инцел, говоря современным языком. Некогда ему на сеновал с крестьянками захаживать. Да и сил после рабочего дня немного. И питание скудное.

Вечером он возвращался домой усталый и ел суп молча. В то время, как он ел, сестра Жана часто брала у него с тарелки лакомый кусок, ломтик сала, говядину, сердцевину капустного кочана, чтобы отдать кому-нибудь из детей, он же продолжал есть, нагнувшись над столом, опустив голову чуть ли не в тарелку, с волосами, падавшими прядями на глаза, и, казалось, не замечая, что вокруг происходит.

«Отверженные». Книга вторая: Падение.

Само собой, главный и единственный мужчина много работал, чтобы прокормить свою семью (он любил племянников и был благодарен сестре за то, что она пожалела его и не выбросила на голодную смерть).

Жан зарабатывал в сезон чистки деревьев восемнадцать су в день, затем нанимался жать, чистить скот на ферме, работал поденно. Он делал все, что мог. Сестра тоже работала, сколько могла, но что можно заработать с семерыми ребятишками на руках? То была жалкая семья, попавшая в тиски нищеты, мало-помалу душившей ее.

Сейчас многие сокрушаются, что женщины мало рожают. Один-два ребёнка – и бегом на работу! А раньше многодетность была нормой. Вот только готовы ли современные отцы пахать изо всех сил, чтобы прокормить ораву детишек? А ещё, в случае чего, взять ответственность за других женщин и детей – мать, сестру, жену брата с племянниками… Между прочим, некоторые народы до сих пор это практикуют.

Закончилась эта глава грустно для бедного Жана Вальжана.

Жан Вальжан в экранизации 2012 года. https://www.kinopoisk.ru/film/566055/stills/page/2/
Жан Вальжан в экранизации 2012 года. https://www.kinopoisk.ru/film/566055/stills/page/2/
Семья осталась без хлеба. Хлеба не было в буквальном смысле. Детей же было семеро. В воскресенье вечером Мобер Изабо, булочник на церковной площади Фавероля, собирался ложиться спать, когда услышал сильный стук в решетчатое окно своей булочной. Рука схватила хлеб и скрылась. Изабо побежал за ним и догнал его. Вор бросил хлеб, но рука его была в крови. Оказалось, что это был Жан Вальжан.

За это вынужденное преступление Жана осудили и отправили на каторгу на пять лет. Условия там были нечеловеческие. Жан неоднократно сбегал, и ему продлевали срок заключения.

Статьи закона ясны. В нашей цивилизации есть роковые минуты — те, когда закон решает погубить человеческую судьбу.

Он пытался бежать, и получил за побег в два раза больший срок.

В начале книги он возвращается с каторги, и в городе его отовсюду прогоняют, отказываются покормить дать ночлег даже за деньги. Клеймо каторжника сделало его парией в обществе.

Он сидел, как и все прочие, на земле. По-видимому, он понимал из своего положения только то, что оно ужасно. Очень вероятно, что в неясных понятиях бедного невежественного человека все это смутно представлялось как вопиющая несправедливость. В то время как сильными ударами молота ему заковывали на затылке ошейник, он горько плакал; слезы душили его и мешали говорить, и только время от времени он мог вымолвить: "Я обрезал деревья в Фавероле". Затем он продолжал рыдать и, подняв руку, семь раз постепенно опускал ее, как бы прикасаясь поочередно к семи маленьким головкам, и по этому жесту можно было догадаться, что его преступление было совершено с целью одеть или накормить семерых детей.

Вот вам и хруст французской булки!

Как вам Россия Франция, которую мы потеряли? Всё ещё скучаете по тем чудесным временам?

Санников Андрей. Бал Наташи Ростовой. Образ жизни, доступный меньшинству.
Санников Андрей. Бал Наташи Ростовой. Образ жизни, доступный меньшинству.

Хватит бредить!

В условиях жёсткого патриархата женщинам жилось чрезвычайно трудно. Это правда. Однако всем мужчинам, кто мечтает вернуть старое-доброе патриархальное общество, я хочу напомнить, что там и тогда мужикам жилось отнюдь не сладко. Да, в чём-то легче, чем женщинам. А в чём-то и не очень. Как в описанном выше примере из романа «Отверженные».

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Архив Государственной Третьяковской галереи  https://www.arts-dnevnik.ru/burlaki-na-volge-repin/
Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Архив Государственной Третьяковской галереи https://www.arts-dnevnik.ru/burlaki-na-volge-repin/

Конечно, никто в здравом уме не пожелает себе судьбы Жана Вальжана.

А вот нелепые потуги на главенство всё равно остаются.

В нашем обществе сформировался уродливый гибрид, при котором мужчина работает, а женщина работает плюс шуршит по дому во «вторую смену». При этом с какого-то перепугу мужчина главный, капитан корабля и решение по ключевым вопросам принимает единолично. И полы не моет, потому что он для этого слишком важный!

Зачем оно надо женщинам, мне так никто и не смог объяснить.

Почему эта модель семьи обречена, я описала тут:

Патриархат давал мужчинам право распоряжаться судьбами своих женщин и детей. Но и обязанности у мужчин в те времена были ого-го какие! Сегодняшние мамкины патриархи хотят получить все блага современного общества, но чтобы женщины им кланялись в пояс, словно они по-прежнему кормильцы и защитники, как в эпоху патриархата.

На двух стульях, короче, хотят усидеть.

А так не бывает.