Братья и сестры, сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Из всего огромного множества людей, живших и ходивших по этой земле, Христос, Истинный Бог наш, особо избрал превыше всех других именно этих двух мужей. Именно они стояли в первых рядах Его святых учеников и апостолов и называются сейчас первоверховными. Сегодняшний праздник оказывается таким важным, и так важен для нас их славный пример, что в честь них установлен один из четырех постов церковного года. Постом мы сугубо готовились к сегодняшнему святому дню.
Но что конкретно в этих двух Своих учениках столь высоко оценил Спаситель, чтобы впоследствии так превознести их? Какие добродетели позволили им стать достойными такой несравненной славы и величания? Какие подвиги они совершили, чтобы святая Церковь сегодня поставила их перед нами, грешными, как пример величайших героев, достойных всякого почитания и подражания? Воистину, их добродетелям нет числа. Однако, несмотря на всю нашу сердечную скудость и слепоту, мы можем и должны попытаться постичь жития этих двух блистающих мужей, возвышающихся сегодня перед нами.
На первый взгляд, их многое разделяет. Апостол Петр был бедным, простым, необразованным человеком. Апостол Павел был гражданином Рима, фарисеем и сыном фарисея, человеком высокообразованным, «при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян. 22: 3). Апостол Петр был с Господом нашим Иисусом Христом с самого начала Его общественного служения. Он провел несколько лет рядом с Ним, будучи непосредственным свидетелем всех чудес, описанных в Евангелии. Святой Павел, с другой стороны, насколько нам известно, даже мельком не увидел Христа, пока Он ходил по этой земле до Своего Вознесения. Опыт общения апостола Павла со Христом был духовным, а не земным. Святой Петр стал первым из апостолов, исповедавшим Иисуса Христа Сыном Божиим: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16: 16). Апостол Павел стал в этом последним из них.
Но объединяет их гораздо больше. Самая очевидная общая их черта – это их могучая и беспрецедентная ревность по Богу: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2: 17). Апостол Петр постоянно выказывал готовность отбросить абсолютно все и следовать за Христом, с первой же встречи с Ним у Галилейского моря: «Они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 20). И он нисколько не колебался в том, чтобы положить свою жизнь за веру в Бога. Более того, он попросил, чтобы его распяли иначе, чем Христа – вверх ногами. Поскольку, даже будучи первым из апостолов, он все же чувствовал себя глубоко недостойным встретить смерть в той же форме, что и его Спаситель.
Апостол Павел, в свою очередь, также добровольно отказался абсолютно от всего, ради чего он трудился всю свою жизнь до встречи со своим Учителем. Встретив Его, он уже жил с такой неиссякаемой ревностью по Богу, что никто не мог усомниться в его словах: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3: 8). Действительно, без такой ревности и любви к Богу их проповедь едва ли могла воздействовать на людей и привести к познанию Христа столь несметное количество душ. «Эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17: 6), – так реагировали на них в обществе, где они проповедовали.
Братья и сестры, если мы не научимся подражать их ревности, вере и любви, то не сможем стать и соучастниками их апостольских трудов. И если любовь Христова еще не изменила нашу жизнь, как же мы можем рассчитывать на то, что сможем изменить жизнь окружающих нас людей? Поэтому каждому из нас сегодня надлежит горячо молиться этим святым угодникам. Давайте помолимся, чтобы они помогли нам стать соучастниками их трудов и их горячей апостольской любви.
И все же не будем забывать о суровой правде, которую мы всегда должны иметь перед очами своего сердца. Даже такая крепчайшая вера не смогла удержать апостола Петра от отречения от Господа из страха перед простой служанкой. Вспомним, что и апостол Павел совершал поначалу дикие гонения на Церковь Христову. В действительности именно их жесточайшее рвение было причиной и их падений. Горячность апостола Петра привела его к ложному и глупому хвастовству: «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26: 35). Рвение апостола Павла, конечно же, было поначалу той самой причиной, по которой он прикладывал все усилия, чтобы выследить и уничтожить каждого христианина, которого он мог только найти.
Мы должны усвоить урок на примере этих святых апостолов: безусловно, рвение, горячая вера совершенно необходимы нам в духовной жизни, но тем не менее этого недостаточно. Через свои падения апостолы Петр и Павел дают нам самый важный урок, и его могут выучить все. И он заключается в невероятной силе их покаяния, основанной на бесконечном и непостижимом милосердии Бога и Его любви. Да, именно из-за своего рвения каждый из них и потерпел падение. Но еще удивительнее то, что эти падения привели их к познанию той любви, которую Господь Иисус Христос имеет к каждому из нас, грешников. И для Него не имеет значения, насколько велики наши грехи.
Именно из своего личного опыта, неизмеримо горького, но несравненно сладкого, каждый них смог исповедовать: «Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим. 1: 15). И именно благодаря мощи этого исповедания и их глубокого покаяния они стали величайшими проповедниками Евангелия Христова, которых когда-либо знал этот мир. Они оба свидетельствовали, что если Евангелие может спасти их, то оно может спасти и любого из нас. Какое бездонное смирение! Какая непоколебимая вера!
Однако такое смирение и такую веру обрести далеко нелегко. Ведь в отречении апостола Петра в Великий Четверг обнажается острый и обоюдоострый меч греха. И это неизбежно, что мы, верующие, будем страдать от наших падений, если, как мы видим, даже величайшие из апостолов не могли их избежать. Но станут ли грехи причиной нашего бегства от лица Божия, как это было с Адамом и Иудой? Или же совершённые грехи заставят нас припасть ко Христу в покаянии, подобно первоверховным апостолам? И здесь встает вопрос нашего собственного выбора. Это поистине наиважнейший выбор в нашей жизни. И чтобы сделать его, нам необходимо именно такое, по-настоящему глубокое, смирение и именно такая, непоколебимая и крепкая, вера.
В замечательной книге митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» приводятся следующие смиренные слова одного монаха:
«Вот так, через непонятное, загадочное для мира смирение, и только через него, христианин приближается к одному из двух самых главных открытий в жизни. Первое из этих открытий состоит в том, чтобы узнать правду о самом себе, увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле. Познакомиться с самим собой. А это, поверьте, очень важное знакомство. Ведь огромное число людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе – в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется, такова, что мы "несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги"… Помните эти слова из Апокалипсиса? Это открывается лишь через евангельский, предельно честный взгляд на себя. Если хотите, это и есть истинное смирение. Оно ничуть не унижает человека. Напротив, прошедшие через испытание этой последней и страшной правдой становятся святыми. Теми прозорливыми, пророками и чудотворцами, которыми вы так восхищаетесь.
– А второе открытие? – спросили мы. – Вы сказали о двух главных открытиях в человеческой жизни. Первое – познакомиться с самим собой. А второе, в чем оно?
– Второе открытие? – улыбнулся монах. – На самом деле вы знаете о нем не хуже меня. Эту истину Церковь терпеливо напоминает на каждой без исключения службе: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец"» (из главы «Отец Гавриил»).
Братья и сестры, в этот великий и святой праздник пусть каждый из нас усердно помолится сим всехвальным мужам и апостолам Петру и Павлу, дабы открылись наши духовные очи. Давайте не будем уклоняться от признания нашей собственной немощи и никогда не будем забывать о безграничной любви и милосердии нашего Господа. Давайте будем помнить об этом, когда мы вновь потерпим греховное поражение, чтобы мы тотчас восстали и со рвением поспешили не от Бога, а прямо к Нему. Если при этом мы найдем в своем сердце веру, смирение и мужество, то Христос, Истинный Бог наш, вне всякого сомнения, даже самые постыдные наши поражения превратит в самые славные наши победы. И Он сделает для нас не меньше, чем Он сделал для святых апостолов Петра и Павла. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Rememberingsion