Найти тему

Переход с полного кадра на Micro 4/3. Сравнение Olympus OM-1 с Sony A7R IIIA

Оглавление

Год назад я перешел на полнокадровую Sony, а теперь вот на Olympus, стоит ли оно того или я зря ввязался в эту авантюру? Сейчас всё расскажу.

По такой превьюшке думаю уже понятно что не зря 😀. Фокус-стекинг из 24х кадров с рук. Совка полевая большая.
По такой превьюшке думаю уже понятно что не зря 😀. Фокус-стекинг из 24х кадров с рук. Совка полевая большая.

Предисловие

Как обычно после выхода статьи, дзен начнет бешено крутить просмотры и много новеньких увидят эту статью. Заранее говорю, что я макрушник и рассматриваю камеру именно в этом жанре, мне не особо интересны пейзажи, анималистика, астрофото и прочие. Поэтому не стоит писать вещи по типу «микра сильно шумит, как фоткать ночью», «на полном кадре портреты лучше», «полный кадр для профи» и всё в таком духе.

Чем не устроила Sony

Напомню, что у меня была Sony A7R IIIA, полнокадровая 42-х мегапиксельная камера. Вообще она мне всем нравится до сих пор, это отличная камера, она закрывает 99% задач, может абсолютно в любые жанры, имеет огромный выбор стекол на любой вкус и кошелёк, её сенсор один из лучших за свою стоимость. Всё классно, но как обычно есть пара но.

-2

Не хватает технологий для макро

Очень бы хотелось иметь фокус-брекетинг, причем чтобы он работал со вспышкой и более менее короткой выдержкой. На флагманах вроде как есть ФБ, но как он работает я так и не понял, работает ли со вспышкой, насколько быстро, какая выдержка минимальная и т.д., много вопросов, но ответов не найти толком т.к. Sony A7R V стоит очень много и её мало кто может себе позволить. А если и покупают, то точно не ради фокус-брекетинга.

Не самая лучшая эргономика

У меня небольшая рука и даже у меня мезинец так и хочет сползти под камеру. У кнопки спуска неудобный угол, нет такого, что палец сам падает на кнопку, надо всегда поправлять.

Если у вас рука больше, то вам будет совсем неудобно, кто-то покупает дополнительный хват, чтобы исправить эту проблему.
Если у вас рука больше, то вам будет совсем неудобно, кто-то покупает дополнительный хват, чтобы исправить эту проблему.

Самое глупейшее решение это сделать ушко для ремня не сверху, а сбоку, в итоге невозможно пользоваться какими либо ремнями и ты постоянно чувствуешь это ушко, это прям меня сильно бесило и очень часто мешало.

Печально, что они это даже во флагманах так и не исправили
Печально, что они это даже во флагманах так и не исправили

Избыточная мощность

Еще один субъективный минус, всё таки 42Мп это очень много и вес каждой фотки в RAW около 80Мб. 42 мегапикселя идеальное разрешение для полного кадра, этого как раз хватает, чтобы можно было кропать фото муравья и видеть его фасеточные глаза. 24Мп маловато, 60Мп уже очень много.

42Мп это круто, но для меня слишком избыточно, такие огромные RAWы тяжело стекать даже на хорошем ПК, да даже просто обрабатывать тяжело, что уж говорить о фокус-стекинге, особенно если надо застекать больше 20 фото.

В меню чёрт ногу сломит

Навигация в меню и вообще ориентация в нём это одна из главных проблем сони, насколько я знаю в новых камерах уже всё гораздо лучше, но почему не обновить старые это загадка. Я пользовался камерой около года и если долго не лазил в настройки, то мог забыть где какая функция находится, потому что они раскиданы как попало.

Забудьте про обновления

Сони практичски никогда не обновляет камеры, вы можете купить флагман и через год выйдет идентичный флагман, но с парой новых функций по типу фокус-брекетинга, вы думаете вам прилетит обновление и вы получите эти фишки? Нет, можете забыть. Владельцы Sony A1 получили обновление спустя 5 лет, но там так и не добавили новые возможности как у Sony A7R V, вот так и покупай флагманы по цене крыла самолета.

Это всё?

Да, минусов не так много, тем более они субъективные, не всем нужен фокус-брекетинг, а эргономика так вообще очень личное дело. Как и сказал камера отличная, я с ней сделал очень много классных снимков, она мне помогла выйти в финал конкурса и сильно поднять планку качества.

Но, к сожалению, с качеством приходит и рутина, я полюбил делать стеки, хотя бы из 4-5 фото, о большем и не мечтал. И вот начиналось, сидишь час-полтора, правишь все косяки, где-то есть зебра из резкости и нерезкости, какие-то артефакты, в итоге жутко устаешь, а хобби должно веселить и расслаблять.

На жертве особенно видно косяки неравномерного стека
На жертве особенно видно косяки неравномерного стека

Одиночные снимки это, конечно, хорошо, но у меня же и так огромная коллекция одиночных снимков. К сожалению, я не живу в собственном доме и не могу каждый день выходить в сад, чтобы поискать новых насекомых. Я выбираюсь в лес 1-2 раза в неделю и часто мне встречаются вполне обычные насекомые.

Чтобы как-то разнообразить свою коллекцию я начал делать больше фото с фокус-стекингом, а без фокус-брекетинга в камере это вечная лотерея, хорошо ли я сделал серию, сможет ли фотошоп хорошо это собрать, не сильно ли я дергал камерой и т.д. В общем надоело, хотелось, чтобы было всё проще и делалось в пару кликов.

Почему Olympus?

Олимпусы это довольно нишевые камеры, они не супер универсалы как сони или какие-то другие полнокадровые монстры, у них есть фишки от которых невозможно отказаться. Давайте немного о них.

Встроенный фокус-стекинг. Какие ещё бренды камер могут сделать серию фоток и потом сделать стек на месте? Верно, никакие. Несмотря на то что я не пользуюсь встроенным стекингом многим он очень нравится, работает хорошо и довольно быстро, но конечно он не заменит ручную обработку, тем более максимальное кол-во фото для фокус-стекинга 15 фото. Но не все такие дотошные макрофотографы как я, не всем нравится приходить домой и сидеть обрабатывать фото, поэтому некоторые делают это всё сразу в камере.

@micael widell, фокус-стекинг из 7 кадров
@micael widell, фокус-стекинг из 7 кадров

Говорю сразу что стекинг в камере не идеальный, не стоит думать, что он может заменить фотошоп или helicon focus.

При этом не нужен штатив и прочие приблуды, лишь бы насекомое сидело спокойно и вы не дергали камерой, тогда всё будет хорошо. Чтобы фокус-стекинг был шустрее нужна флешка с высокими скоростями, тут уж придется немного потратится.

Фокус-брекетинг. Он есть на многих камерах, но, как говорится, есть нюанс. На олимпусах ФБ может работать со вспышкой, максимальная выдержка 1/60 на старых олимпусах или 1/100 на новых. Скорость серии ограничена только выдержкой и перезарядкой вспышки. Кол-во кадров за одну серию может быть до 999. Впечатляет? А то.

Фокус-брекетинг работает с электронным затвором, поэтому у всех производителей кроме Olympus вспышки не поджигаются
Так работает фокус-брекетинг, конечно, когда зверь двигается фокус-стекинг потом не сделать
Так работает фокус-брекетинг, конечно, когда зверь двигается фокус-стекинг потом не сделать

Лучшая стабилизация среди всех камер. Бланодаря маленькому сенсору у олимпусов невероятная стабилизация. Я снимал с рук с выдержкой в три секунды и никакого смаза, но, конечно, руки надо куда-то упереть.

Старые камеры не бросают. До сих пор приходят обновления на старичков по типу OM-D E-M1 Mark II. Что уж говорить о флагманах, с момента выхода OM-1 вышло 5 обновлений с различными улучшениями.

Мой выбор

Уставший от рутины я начал думать и присматриваться к Olympus OM-D E-M1 Mark II и OM-Sytem OM-1. В названиях как обычно без полторашки не разберешься, это видимо между брендами камер спор кто сделает свой модельный ряд более запутанным. Ну да ладно, это лирика.

Второй марк более старый олимпус, максимальная выдержка с фокус-брекетингом 1/60, сенсор староват, экран тоже не блещет. Переходить после сони на такого старичка ну совсем не хотелось, хотя марк 2 очень хорош и его до сих пор используют. Это отличная камера для начала если вы хотите расти в макро и у вас не раздутый бюджет.

Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II

Я начал следить за олимпусами еще в 2022, но тогда только вышел OM-1 и стоил как моя сони, ~150-160к, супер много для такого сенсора посчитал я и стал ждать. В 2023 цена пошла вниз, но менять камеру посреди сезона было неудобно да и мне еще не приелась сони.

В этом году перед началом сезона я таки решился и взял OM-1 по вкусной цене. 116к и я получил предфлагман с кучами возможностей. Можно еще дешевле найти, за 100-90к вполне реально, но я как обычно хотел поновее и с небольшим пробегом.

А вот и мой новый любимчик с m.zuiko 25mm f1.8 для прогулок по городу
А вот и мой новый любимчик с m.zuiko 25mm f1.8 для прогулок по городу

Немного характеристик

  • Сенсор формата Micro 4/3, Live MOS BSI STACKED на 20Мп (максимальный размер снимка 5184 Х 3888)
  • Процессор TruePic X, глубина цвета для RAW – 12 bit
  • Встроенный 5-ти осевой стабилизатор изображения на 7 ступеней
  • Диапазон ISO 200-102.400 с возможностью расширения до ISO 80
  • ЭВИ на 5.76 млн точек. Увеличение 0.873x и частота обновления 120 fps
  • Механический затвор с выдержкой до 1/8.000 с. Электронный затвор с выдержкой до 1/32.000 с.
  • 1053 фазовых точки фокусировки Cross Quad Pixel AF, покрывают весь сенсор
  • Максимальная скорость серийной съемки 120 кадров в секунду с электронным затвором и 10  кадров в секунду с механическим
  • Видео DCI/UHD 4K 60p 10-bit 4:2:0, Full HD 240 fps, возможна запись на внешнее устройство 12-bit RAW

Впечатления после 2-х месяцев использования

Недорогой объектив и в целом оптика

M.Zuiko 60mm f2.8 стоит дешевле на 15-20к чем хорошие макрики Laowa на сони. Бонусом ко всему он автофокусный, маленький, резкий и поддерживает фокус-брекетинг. Вообще у олимпуса много недорогих и хороших объектив, о каком не читаю они все хороши.

@ufirst
@ufirst

К сожалению, масштаб у этого объектива 1:1 вместо 2:1 на Laowa, но из за маленького сенсора это как 2:1 на полном кадре. Тем более у меня есть макроконвертрет Raynox, так что мелкие букашки не убегут от моего взгляда.

Напоминаю, что размер сенсора никак не влияет на увеличение, оно одинаковое на всех сенсорах, а вот соотношение размеров объекта и сенсора разное.

Количество мегапикселей

Второе сильное отличие это количество мегапикселей. 20Мп в целом достаточно, но с 42Мп это не сравнится, кропай как хочешь, никаких потерь. Из за ограниченных возможностей в плане кропа надо сразу выставлять композицию, конечно, так надо делать на любой камере, но приятно когда ошибку можно исправить. Тем более условия съёмки всегда далеки от идеала, я же не таскаю штатив.

Удобный хват

У меня была старая зеркалка Canon 1100D, вот у нее прекрасный, анатомический хват. Рука просто единое целое с камерой. В этом плане кэноны хороши. У олимпуса та же история, очень удобно держать и уголок не впивается в руку как на сони.

Думаю понятно почему сони неудобно держать
Думаю понятно почему сони неудобно держать

Стабилизация

Я знал, что она крутая, но она еще круче чем я думал. На данный момент я снимаю с выдержкой 1/60, никаких микросмазов и прочего, зато сколько света и какой цветастый фон можно сделать. На сони я не мог делать медленее чем 1/120, появлялся блюр, для перестраховки ставил 1/160 или 1/200. Помимо красивого фона теперь я могу использовать вспышку на небольшой мощности, 1/16 хватает, чтобы было достаточно света при диафрагме f7.1-f9 и при этом вспышка могла мгновенно перезаряжаться. Это значит, что фокус-брекетинг может работать без остановки и не ждать пока вспышка перезарядится как например при мощности 1/8.

19 кадров с рук
19 кадров с рук

Чуть хуже динамический диапазон

Было бы глупо думать, что маленький сенсор сможет тягаться во всем с полнокадровым, конечно, тени тянутся хуже, если недоэкспонировать фото, то шансов всё вытянуть не так много. Но я старался на любой системе снимать изначально правильно, даже на полном кадре. Лучше немного переэкспонировать и потом убрать блики, чем тянуть тени и получить шумы с потерей резкости. Плюс не забываем, что тут 12 bit RAW, а не 14 bit как на сони.

Но всё это теряет смысл при правильном экспонировании, а фото со слабой экспозицией не спасти. Так что с любым сенсором надо стараться, неважно при этом сколько у вас бит.

Много кнопочек, понятное меню

У сони тоже хватало, но тут больше и есть дополнительные около объектива. У меня там назначен фокус-брекетинг, очень удобно.

В целом навигация отличная, все предельно понятно и максимально кастомизируется. После сони ощущаешь себя как рыба в воде и кайфуешь от легкости настроек.

Жалко нету крутилки экспозиции, но она мне редко нужна
Жалко нету крутилки экспозиции, но она мне редко нужна

Малый вес RAW, огромный буфер

Это очень важно для макро, особенно когда у камеры есть фокус-брекетинг. Я еще ни разу не дошёл до его границ, максимальный буфер при 10 кадрах в секунду около 140 RAW фото. Благодаря Loseless RAW(Сжатие без потерь) и 12 bit, файлы весят примерно 20Мб каждый, с флешкой 256Гб я чувствую себя прекрасно, можно делать сколько угодно фото и навряд ли я её смогу хоть когда-то заполнить за одну прогулку, было бы столько букашек ещё 😀.

У сони файлы весили примерно 80Мб, это всего лишь 3200 фото. В удачный день я мог забить флешку полностью. Помимо этого, такие тяжелые RAW сложно обрабатывать, все программы сходят с ума при больших стеках, оперативная память сжирается тоннами.

Фокус-брекетинг

Самое главное для чего берут камеры олимпус макрушники это брекетинг по фокусу. Как я уже писал выше он может работать со вспышкой и имеет нулевую перезарядку, его ограничивает только скорость вспышки и выдержка.

Без упора можро спокойно снимать с масштабом 1:1, лишь бы букашка не двигалась. Это непередоваемое удовольствие когда есть серия из 20-30 фото и она собирается за пару минут в Helicon Focus в формате RAW в детализированный стек. Остается только подретушировать небольшие огрехи фокус-стекинга(например гало) и экспортировать в DNG, дальше обработка и все готово. 5-10 минут занимает такое фото, вместо часа-полтора на сони. Для меня это был решающий фактор.

21 кадр с рук
21 кадр с рук

Если использовать макроконвертер по типу Raynox DCR-250, то лучше руки поставить на какой-то упор, потому что тут уже тряска серьезная, еще можно уменьшить выдержку, чтобы исключить смазы, потому что при масштабе 2:1(~3.5:1 на фф) даже не помогает супер стабилизация олимпуса.

Рельсы, штативы это уже точно прошлый век для активного макро. За одну прогулку вы можете наделать с пару десятков отличных стеков, лишь бы столько объектов нашлось.

На самом деле отличий еще много, но не хочется раздувать статью, да и отличия не сказать, что критичные. Макро хорошо тем, что почти на любой камере вы можете добиться хороших результатов, был бы резкий объектив и вспышка с рассеивателем, тогда всё будет хорошо.

Итоги

До следующего сезона я точно буду бродить с олимпусом, а у сони скоро будет новый владелец, так что посмотрим под конец года какие у меня будут успехи. Пока что мне всё очень нравится, но эта камера не для новичков, не вздумайте её брать если вы начинающий, вы не сможете её раскрыть, для начала лучше взять что-то подешевле по типу OM-D E-M1 Mark II и понять нравится ли вам вообще микра. Ну а если вы уже матерый макрушник и хотите чего-то нового, то думаю стоит взглянуть на эти олимпусы(кстати уже om system).

9 кадров с рук
9 кадров с рук

На этом всё, как обычно жук в конце на прощание. Спасибо, что читаете и не забываете, а также спасибо за донаты!

СберЧаевые