Найти тему

Армянская вышивка Мараш: ремесло, ставшее искусством

Марашская армянская вышивка – одна из самых сложных техник, отразившая уникальный орнаментальный потенциал армянского искусства и особенности менталитета.

Старые образцы, выполненные в технике Мараш, в небольшом количестве были сохранены во время кампании по уничтожению армянского культурного наследия при геноциде армян. Сегодня их можно посмотреть в Национальной галерее Армении.

Вышивку мастеров прошлых столетий сегодня мало кто может повторить: она была очень мелкой, выполнялась тончайшим шелком, который красили вручную с помощью животных и растительных красителей.

-2

Современная вышивка Мараш намного крупнее, менее богата орнаментально, проще, но колорит старого ремесла в ней сохранен.

Из-за особенностей выполнения марашская вышивка не может быть полностью механизирована. При выполнении крупных проектов с помощью машинной вышивки делается лишь часть работы, а сам крест-шов мастерицы выполняют вручную.

В Армении работает несколько частных школ, где искусству марашской вышивки обучают детей, пытаясь восстановить и сохранить старинную технику. Кроме этого, вышивке Мараш по-прежнему обучают дома: по традиции ремесло передается по женской линии от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

-3

Особенности вышивки Мараш

Вышивка получила название по месту распространения. Это город Мараш на юго-востоке Турции. Другие название техники – переплетенная армянская вышивка, Мальтийская вышивка.

Мальтийской марашская вышивка стала в Средневековье, когда попала на Мальту. Там же и получил свое название основной тип стежков марашской вышивки – «Мальтийский крест».

-4

Визуально марашская вышивка созвучна армянской технике резьбы по камню и дереву, ювелирному искусству Армении. Плетеная резьба хачкаров очень похожа на группы линейных крестиков, круги и квадраты в вышивке Мараш.

-5

Как и в хачкарах («крылатых крестах»), в марашской вышивке мало законченных линий. Все узоры состоят из мотивов, соединенных друг с другом и образующих бесконечные переплетения.

-6

«Непрекращающиеся» узоры – одна из ключевых особенностей всего традиционного армянского орнамента.

-7

Многие исследователи отмечают буквальную музыкальность орнаментов марашской вышивки, наличие особого узнаваемого и неповторимого ритма.

-8

В основе вышивки – стилизованные растительные, зооморфные и геометрические мотивы. Базовые элементы: крест и цветы.

-9

Для вышивки Мараш используется жесткая ткань-основа, например, плотный хлопок, бархат, лен. Для церемониального текстиля применяют шелковый атлас с плотной подкладкой.

Разметка ткани для последующего нанесения сетки выполняется специальными резными деревянными штампами. Далее вышивается сетка и выполняется плетение по сетке. Изнанка у марашской вышивки содержит только маленькие стежки сетки.

-10

Как и ранее, с помощью марашской вышивки украшают домашний текстиль. Почти в каждом доме можно встретить подушки с вышивкой Мараш, скатерти, салфетки.

Вышивкой Мараш декорировали мужскую и женскую одежду. Эту традицию возвращают некоторые современные армянские дизайнеры.

-11
-12

Также на основе вышивки Мараш делали ковры и настенные панно для дома. Сегодня таких изделий мало: работа очень трудоемкая, и на подобные подвиги способны лишь немногие преданные поклонники армянских традиций.

-13