Марашская армянская вышивка – одна из самых сложных техник, отразившая уникальный орнаментальный потенциал армянского искусства и особенности менталитета.
Старые образцы, выполненные в технике Мараш, в небольшом количестве были сохранены во время кампании по уничтожению армянского культурного наследия при геноциде армян. Сегодня их можно посмотреть в Национальной галерее Армении.
Вышивку мастеров прошлых столетий сегодня мало кто может повторить: она была очень мелкой, выполнялась тончайшим шелком, который красили вручную с помощью животных и растительных красителей.
Современная вышивка Мараш намного крупнее, менее богата орнаментально, проще, но колорит старого ремесла в ней сохранен.
Из-за особенностей выполнения марашская вышивка не может быть полностью механизирована. При выполнении крупных проектов с помощью машинной вышивки делается лишь часть работы, а сам крест-шов мастерицы выполняют вручную.
В Армении работает несколько частных школ, где искусству марашской вышивки обучают детей, пытаясь восстановить и сохранить старинную технику. Кроме этого, вышивке Мараш по-прежнему обучают дома: по традиции ремесло передается по женской линии от мамы к дочери, от бабушки к внучке.
Особенности вышивки Мараш
Вышивка получила название по месту распространения. Это город Мараш на юго-востоке Турции. Другие название техники – переплетенная армянская вышивка, Мальтийская вышивка.
Мальтийской марашская вышивка стала в Средневековье, когда попала на Мальту. Там же и получил свое название основной тип стежков марашской вышивки – «Мальтийский крест».
Визуально марашская вышивка созвучна армянской технике резьбы по камню и дереву, ювелирному искусству Армении. Плетеная резьба хачкаров очень похожа на группы линейных крестиков, круги и квадраты в вышивке Мараш.
Как и в хачкарах («крылатых крестах»), в марашской вышивке мало законченных линий. Все узоры состоят из мотивов, соединенных друг с другом и образующих бесконечные переплетения.
«Непрекращающиеся» узоры – одна из ключевых особенностей всего традиционного армянского орнамента.
Многие исследователи отмечают буквальную музыкальность орнаментов марашской вышивки, наличие особого узнаваемого и неповторимого ритма.
В основе вышивки – стилизованные растительные, зооморфные и геометрические мотивы. Базовые элементы: крест и цветы.
Для вышивки Мараш используется жесткая ткань-основа, например, плотный хлопок, бархат, лен. Для церемониального текстиля применяют шелковый атлас с плотной подкладкой.
Разметка ткани для последующего нанесения сетки выполняется специальными резными деревянными штампами. Далее вышивается сетка и выполняется плетение по сетке. Изнанка у марашской вышивки содержит только маленькие стежки сетки.
Как и ранее, с помощью марашской вышивки украшают домашний текстиль. Почти в каждом доме можно встретить подушки с вышивкой Мараш, скатерти, салфетки.
Вышивкой Мараш декорировали мужскую и женскую одежду. Эту традицию возвращают некоторые современные армянские дизайнеры.
Также на основе вышивки Мараш делали ковры и настенные панно для дома. Сегодня таких изделий мало: работа очень трудоемкая, и на подобные подвиги способны лишь немногие преданные поклонники армянских традиций.