Вытащили меня тут на свет из тени летней лени, да банкротных дел. Буду честен, отхожу от дел семейных в оффлайне постепенно все дальше. Вынужденная мера для стабилизации остатков человеколюбия и усталость от чернухи. С должниками кредитными проще, нервы крепче и денег больше. Да и деньги чище в основной своей массе.
Но тут интересная, редкая и сложная ситуация: страдает ребенок, отобранный злым отцом из чувства мести жене за развод. Ух!
Суды на его стороне, наверняка купи… заговор на победу у экстрасенсов наговорил. Ого!
Ладно, разберемся-подумаем.
Опыт и профессиональная деформация сразу подкинули типичный форм-фактор проблемы: нехороший папа взял ребенка в охапку, да и увез от несчастной матери. Неприятно, нервно, решается судом и после решения суда все вернет как миленький, пока приставы не загребли.
Очень хотел я по онлайну пообщаться, но героиня истории тут как раз у мамы гостила, вот мама ее мне и решила очно доставить с глазу на глаз общаться.
Явился. Точнее прибыл. Жду.
Похищение! Атас!
Заходят две женщины, лет 60 и 35 соответственно. Та, что постарше, работала в одной муниципальной структуре и мы с ней пересекались по рабочим вопросам. Будем звать ее Тамара Ивановна. Дочь ее не знаю от слова совсем, назовем Аленой.
С порога после «здрасьте» хлюпы-всхлипы и сбивчивая история.
- Довел до развода, выгнал из дома. Я пока пыталась что-то решить, он ребенка выкрал и уехал. Потом не пускал в дом, дом-то его. Полиция не поможет ничем, все в сговоре. Он опеку тоже… все с ним… потом суд. Ребенка ко мне не пускает. Только в его присутствии! Суд сказал, что сын будет с ним!! А мне общение в присутствии отца! Хлюп-хлоп…
Хм. Вот если бы не суд – видел был ту самую классику жанра, про которую подумал.
Если читатель вдруг забыл или не в курсе, закон у нас таков, что никто и ничто не мешает отцу взять ребенка за ручку и свалить с ним в любое благодатное и удобное место на совместное проживание. Хоть до развода, хоть во время, хоть после. При условии отсутствия, конечно, решения суда о четком определении места жительства.
Под «четким определением места жительства» я сейчас имею ввиду не стандартное решение о разводе без спора о детях, где пишется, что «споров о месте жительства ребенка нет, остается с матерью», а именно конкретное такое решение по горячему спору между родителями. Когда и он, и она нацелены отсудить ребенка себе.
И абсолютно ничего такому отцу не будет, пока суд не вынесет решение о том, с кем же должен жить ребенок по возникшему СПОРУ. Потому как когда разводились – спора не было! А потом возник.
- Как это?! Это похищение?! – возопит читатель. – Одно заявление в полицию и всё!
Ага. Да-да-да. Полиция заявление примет, с опекой найдет папу, посмотрит на него, на ребенка, опека даст заключение, что «ребенку ничего не угрожает» и… идите в суд, граждане. Отказной с отпиской.
Вот если есть решение суда, где прямо прописано, что ребенок определен жить с матерью или с отцом, тогда можно требовать принудительного исполнения судебного акта со всеми возбуждениями исполнительных производств и нервов. А ДО развода, во время развода и вообще какого-либо определения судьбы ребенка никто и ничего не сделает.
Поэтому когда я слышу/вижу переживания отцов о том, что «хочу, чтобы ребенок жил со мной», я задаю главный вопрос: а почему он с тобой не жил СРАЗУ? Что мешало?
А от полученного ответа уже потом танцую. Чаще всего – на ответившем.
- Это что же… каждый отец может просто взять и уехать с ребенком? В другую квартиру, город, область?! – спросит читатель.
Да. Пока не определено место жительства, еще раз уточню.
Почему так не делают все и вся, ну или хотя бы половина тех, кто кричит «отдайте мне ребенка?!». Вопрос риторический, ответ истерический.
Как-нибудь обсудим…
Пока же мы отвлеклись.
В описанной печали меня смутило именно судебное решение. Ребенку 9 лет на момент вынесения решения суда. До самостоятельной позиции далеко. Обычно редкие такие «захваты» ребенка заканчиваются после первого визита опеки, которая констатирует полное отсутствие условий, а то и возможные риски для ребенка. А уж чтобы суд вынес решение в пользу отца должен быть главный такой фактор: вовлечение отца в жизнь ребенка на бОльшем или хотя бы равном с матерью уровне.
Что за?!
- Стоп-стоп-стоп… - поднимаю я руку. – Эмоции в сторону. По порядку и по пунктам. Начнем с развода. В чем его причина и как он проходил?
- Да какая разница! Я говорю, что этот *цензура* просто похитил моего…
- Стоп… По. Порядку. Спасибо…
Причина столь ярого уклонения от обсуждения причин развода стала понятна в самом начале разговора.
После обтекаемых формулировок «разлюбили», «не сошлись во взглядах», голос прорезался у мамы Алены.
- Да загуляла она! Повелась на сказки своего к0беля и семью угробила. Сашка твой не сахар, хоть бы променяла, так на что-нибудь…
- Ба-а-а! – раскинул я руки. – Это дело не меняет, но многое проясняет! А теперь подробно, по пунктикам, как проходил развод, как ребенок оказался с отцом?
Не хочу описывать диалогами, уж простите. Буду сразу писать выжимку, которую вытягивал по частям из собеседниц. С эпизодическими цитатами.
Большую часть значимой информации выдала все же мама нашей героини. Алена то шипела на маму, то хлюпала, то мрачно косилась на мои ехидные комментарии-вопросы.
А дело было так…
Любофф ушла, любофф пришла!
Алена в 2022 году начала активно «общаться» с мужчиной из компании ее подруги. В целом небедный, постарше лет на 7, романтик, дарил цветы, подарки, водил по ресторанам. Не то что ее флегматичный и раздобревший от семейной жизни муженек. Деньги в семье были, но без шика. Муж зарабатывал около 120-150, жена около 40. Для жизни вполне нормально, в масштабах областного центра.
И… влюбилася! В настояШШего муШШыну.
Да, так бывает. Любящая ушами женщина вдруг познала Дзен и тайну любви. Что толку с мужниных 150 тысяч, если он цветы 8 марта покупает, а в ресторан так и вовсе не загонишь?!
Я тут не буду ничего комментировать, была статья на эту ему:
Вся эта катавасия длилась год. Все вскрылось, скандал, взаимные обвинения. Муж вместе с сыном уезжает на выходные к брату в гости, чтобы не причинить случайных повреждений имуществу и потенциально бывшей супружнице, Алена же демонстративно собирает вещи.
Все, развод. Точно. Насовсем. Не люблю, надоел и все дела.
Это мама уточнила ее в красках и лицах.
Так и сказала. Описав, как она будет счастлива в браке с новым, любящим ее настояШШим муШшыной. И сына заберет. И жизнь ему лучше устроит.
- Тогда пока ребенок со мной поживет, - сообщил Александр. – Пока не перебесишься. Тянуть его невесть куда нечего.
- Ой, да и пожалуйста! - фыркнула тогда ему жена. – Мне же проще...
Жили они в большом и просторном доме мужа. Муж там и остался с ребенком.
Ты кто? Давай, до свидания!
Когда Алена поставила перед фактом своего любимого муШшыну, что она свободна как ветер и готова ко всему, он… задумался. Попросил тайм-аут на размышление, утрясти рабочие и бытовые вопросы. А потом… не получилось!
Тут и мама, и Алена начали юлить и никакой конкретики не сказали.
Не сложилось. Не срослось. Такие вот печали.
- Ладно, я понял. Кинул короче он вас через колено, да и все. Либо таких оказалась еще парочка и все – любимые? – съехидничал я и судя по вспыхнувшим огоньком щекам Алены – попал в цель как минимум на 50%.
Грешен, злорадствую, когда изменщик получает официальное уведомление о своем реальном статусе и своем положении. Чуть выше пола, но ниже обоев…
А уж о шашнях с женатыми/замужними уже сказал давно и полно все, что думаю:
Хочется поехидничать, но там вроде этика где-то была. Ладно, пусть будет.
Практически на следующий день бывший муж поменял замки, выгрузил остатки вещей жены в закрытую беседку во дворе. Во двор доступ жене оставил. Та еще больше психанула и сказала, что вообще может ребенка оставить, раз так пошло. Она будет жить новой и вольной жизнью, а муженек пусть корячится.
Александр никаких эмоций не показал, отмахнулся. Как потом станет известно в суде и даже раньше: все это он ЗАПИСЫВАЛ на диктофон.
Ну и пока шли терки-перетерки с «большой любоффью», а это без малого 3 недели, Алена с ребенком и не проживала. Созванивалась, приезжала на часок-другой в выходные.
Уже потом, забегая вперед, исходя из исследованных документов я вытряс с этого тандема тот факт, что Алена последний год, пока веселилась со своей занозо…. зазнобой полу мужского, прикрывалась длительными командировками.
Работа у нее подобное вполне допускала. И командировки эти, бывало, длились со вторника по пятницу или «прости, дорогой, понедельник-вторник тоже надо» и Алена могла уехать в четверг и не появляться до понедельника.
Стоит ли уточнять, с кем все это время был сын? С Александром. А он без бабушек-дедушек спокойно с ним управлялся. Алена «вся в делах, вся в работах».
Потом, в решении суда, будут показания и классного руководителя, и педагога доп.образования, и сотрудников досугового центра/чего-то там искусств, что привозил-забирал преимущественно отец. А мама за последний год – ну может раз в месяц мелькала.
Все-таки… развод?
Получив от ворот поворот своим новым суженым и посмотрев на те самые ворота как тот самый зверь из поговорки, Алена пошла каяться и в ногах валяться.
Но Александр, почему-то, был холоден и непреклонен, ограничившись изречениями в духе фейковых... легендарных цитат товарища Стэтхэма:
Ушла – уходи. Дверь закрыл – в окно не лезь. С возу прыгай, быстрее поедем. Устала – иди отдыхай. Отдохнула - иди уставай.
Всё.
Крик, шум, скандал, попытка за руки чуть-ли не волоком вытащить ребенка из дома мужа закончилась некоторыми действиями последнего, которые она потом пыталась выставить как побои. Еще и заявив о похищении и принудительном удержании ребенка.
А ребенок в присутствии инспектора ПДН, органов опеки и психолога рассказал все как есть и что… жить он хочет с папой, а маму боится после сегодняшнего!
Папа вообще ему рассказал, что маме он не нужен, мама с чужим дядей бегала все это время и хочет его увезти неизвестно куда. А тут у него дом, школа и друзья. Не надо. К папе хочу.
Папа так же предоставил нарезки заявлений жены о том, что "ребенка заберу и с *имя мушшЫны" жить будем". Ай-ай-ай!
Вот это поворот! (С)
Тут я, конечно, должен бы осудить «давление на неокрепший ум сына», но… я вот возьму и похлопаю.
Перефразируя старую шутку про "рыбов":
- А вы пакости о родителе ребенку рассказываете?
- Показываю...
- Красивое!
А что? Мы же осуждаем папаш - алиментных оптимизаторов и «хочу общаться, но некогда», призывая честно рассказывать их детям, что «папе денег жалко» или «та тетя ему важнее». О непутевой маме точно так же можно сказать. И даже нужно. Главное, чтобы правда была, без прикрас и оценок.
Все органы пожали плечами – мол, гражданочка, в суд идите и место жительства определяйте. И разведитесь для начала. Пока же ребенок в доме отца, по месту регистрации, ничего сделать не можем. То, что вас не пускает – так же спор гражданский, суд разберется с порядком пользования домом, раз вы тут прописаны. И всё.
Александр подает иск о разводе и определении места жительства ребенка. Дело выигрывает по всей совокупности доказательств.
Я очень хотел копирнуть это решение. Но, увы, не получилось. Красивое. Показывать и показывать. Особенно тем, кто громко кричит «хочу себе ребенка».
Участие отца в жизни ребенка описывается на три страницы формата А4 14-й кеглей.
Как сказала Алена, в суде защитник бывшего мужа «провоцировал» и задавал всякие неприятные вопросы.
Вроде «сколько раз ребенок болел в 2022 году?», «по каким предметам в четверти у него тройки и есть ли они?», «в какой олимпиаде он не смог участвовать, потому что не прошел конкурс?» и так далее.
Алена плавала как плод медвежьей болезни в ледяном прорубе и что-то сдавленно возражала, а супруг ее отбивал чечетку показаниями, сыпал грамотами, фотографиями с мероприятий (где он с сыном, конечно) и прочим.
Опека и психология констатировала привязанность ребенка к отцу, опасение матери и т.д., для более однозначного разрешения вопроса рекомендовалась экспертиза.
Ну и плюсом материальная часть: свой дом, своя комната в 33 квадратных метрах, полный фарш по технике/игрушкам. Алена же представила договор аренды 1-комнатной квартиры на 3 квадрата больше детской комнаты сына в отцовском доме с фотографией кресла-кровати с одиноким медвежонком, над которой демонстративно пускала слезы. Это Тамара Ивановна ее рассказала, тоже шмыгая носом. Ай, как тяжело матери без ребенка… фото такое… с одинокой игрушкой. Всех проняло. В зале суда даже замолчали все на пару секунд. Но решение....!
Мама тот еще… драматург. Понимает же, что доча…. кхм… сама навалила полный подол, завернув его за спину. Но доча же, надо отмазывать.
Я циник, наверное, но… не жалко. Сидел, смотрел, чувствовал что-то, сильно похожее на злорадство. Променяла материнство и мужа на «любофф» - выгребай бумеранги. Но поскольку я человеком считаюсь добрым, то лишь сурово качал головой. Мда…. Мда-а-а… Ай-ай.
Отворачиваясь к окну, когда уголок рта предательски кривился в гадливой усмешке.
На экспертизу она не согласилась. Опека ее вроде как отговорила, описав в красках, что по последнему году жизни ребенка пройдутся с микроскопом и если будет заключение эксперта о привязанности ребенка к отцу, то все.
Мама Алены вопит, что «все куплено/схвачено», я же вижу открытую симпатию опеки отцу. Может по какой-то заинтересованности в ТОМ ЧИСЛЕ, отрицать не буду.
Затем апелляция, решение в силе.
Уже 5 месяцев прошло. Алену пускает только в доме или во дворе общаться с сыном. Куда-то ехать с ней один он не хочет. Она пыталась забрать его из школы, кто-то сразу позвонил отцу. Теперь и охрана, и учителя звонят отцу если она появится – он принес в школу решение суда о месте жительства и написал заявление с просьбой не выдавать ребенка матери.
Естественно, что это где-то там нарушение чего-то, поэтому школа тактично морозится и просто уведомляет отца. Мол, договор с ним, представитель он, видим его на всех собраниях – извините, его слово "тяжелее" вашего. А вы идите в суд если_что_не_так.
Хорошая, кстати, схема. Рабочая.
Вопрос у Алены и ее мамы простой. Как 5 копеек… когда можно попытаться «пересудить» место жительства и можно ли определить порядок общения так, чтобы забирать ребенка себе?
- Вам честно или приятно? – хмыкнул я по итогам изучения всех представленных материалов.
- Честно… - почти шепотом сказала Алена.
- Учитывая, что фактически вы сейчас живете почти в 200 км. от областного центра у матери в захолустье – ничего вы не пересудите в обозримом будущем, ребенок останется с отцом. Никто не позволит променять областной центр на нашу провинцию. Да и… вам эго почесать или интересы ребенка соблюсти?
Отводит глазки. Алена действительно последние два месяца живет тут, в нашей 70-тысячной провинции с мамой. Счастье, что отец алименты не взыскивал, видимо гордый. А зря...
- По порядку общения - общайтесь на условиях мужа. Установите контакт с ребенком. Ну и, раз все так сложилось, будьте доброй воскресной мамой. Судебные разборки – утопия. Через год-два, ВОЗМОЖНО, что-то сделать и получится. Может папа устанет. Или любофф встретит, - хмыкаю я.
- А если приятно рассказать? – усмехнулась ее мама, явно на последнюю фразу.
- Судитесь, добивайтесь графика в общении, право имеете, бывший обязан будет соблюдать решение. Возможно и даже вполне вероятно получите по суду встречи в его отсутствие или с ночевкой и доставкой своими силами. Насколько они будут исполняться – вопрос десятый. За рулем вы не ездите, а отец не обязан сына вам за 200 км. катать. Но суд выиграете… Посудиться можете к моему коллеге через дорогу наведаться, - киваю в сторону окна – там как раз в поле зрения «Адвокатский кабинет *****ва». - Тысяч 100 готовьте минимум, если с представительством.
- Мы там были. Он то же самое сказал… Приятное, - качает головой мать Алены. – Дело за нами, но… если отец захочет – сделает так, что не захочет ребенок.
Развожу руками. Что тут сказать?
Отбыли восвояси, подписав согласие на использование ситуационной модели в разъяснительных материалах. От копирования документов отказались даже в обмен на расписку, гарантирующую анонимность (и такое есть, на сайте юридическом, где консультациями шабашу, использую в основном). А жаль…
Послевкусие…
Что хочу сказать.
- Ребенок после развода судом будет оставлен с тем родителем, с которым он фактически находился в момент развода. В 90% случаев и при условии, разумеется, адекватных условий.
- Хотите получить ребенка после развода? Докажите, что ему с вами ЛУЧШЕ. И не просто «квартира шЫрше, зарплата чаще», а реально лучше. В комплексе.
- Ничего не мешает взять и просто оставить ребенка себе в момент развода. Все, она/она/они живут с папкой. Точка! А-а-а, плачут и хотят к маме, потому что мама 24/7, а папа 20 минут после работы? Грустно. Но таковы реалии жизни.
Про эту мадам, которая Алена, ничего говорить не вижу смысла. И так все понятно, комментаторы сами скажут.
Такие вот дела…
«Нравлик» по традиции, остальное – по желанию!
З.Ы. Опечатки и редкие АшЫпКи есть в избытке, текст перечитывался лишь при верстке и то выборочно. Возможны мелкие неточности с годами из-за базовой анонимизации.