В августе 1991 года члены ГКЧП – государственного комитета по чрезвычайному положению предприняли последнюю попытку, сохранить Советский Союз, взяв власть в свои руки, но удержать эту власть не смогли, москвичи поддержали Ельцина.
Поражение ГКЧП означало конец КПСС, 24 августа Михаил Горбачёв сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и рекомендовал ЦК КПСС самораспуститься. На следующий день вышел Указ президента РСФСР Ельцина, в котором он объявил имущество КПСС государственной собственностью.
В эти дни началась череда загадочных «самоубийств» высокопоставленных лиц, имеющих отношение к «золоту партии».
22 августа ушёл из жизни Борис Карлович Пуго, министр МВД СССР
Об этом уже много написано, повторяться не буду, опишу свои впечатления о фильме «Загадки века. Тайна гибели главы МВД СССР Бориса Пуго и его жены» (2022год), где свидетельствуют сын Бориса Карловича Пуго – Вадим и начальник его личной охраны Олег Борщёв.
На следующий день после провала ГКЧП 22 августа бывший председатель Комитета партийного контроля ЦК КПСС, а затем и руководитель МВД был обнаружен застреленным у себя в квартире в центре Москвы, там же находилась его тяжело раненая жена Валентина Ивановна. Обнаружила их группа сотрудников прокуратуры и КГБ, которая приехала арестовывать Бориса Пуго, с ними в качестве понятого приехал Григорий Явлинский, который потом описал в воспоминаниях весь ужас от увиденного: «жена Пуго была изранена, в крови. Лицо измордовано в кровь. Невозможно было разобраться, ножевое ранение или огнестрельное. Она сидела на полу с одной стороны двуспальной кровати, а на другой стороне кровати в тренировочном костюме лежал Пуго. Его голова откинулась на подушку, и он дышал. Жена выглядела невменяемой. Все движения у нее были абсолютно не координированы, речь - несвязной. ...Я не профессионал и тогда не задумывался над обстоятельствами. Передо мной лежал государственный преступник. И только после того, как мы с Иваненко уехали, память высветила два обстоятельства, которые я не могу объяснить».
Эти обстоятельства потом и послужили доказательствами для различных конспирологических версий.
Первое, что пистолет, оружие «самоубийства» аккуратно лежал на тумбочке за головой Пуго. Человек, выстреливший себе в висок вряд ли мог его туда положить, а потом занять положение на кровати, в котором не было возможности дотянуться до тумбочки. И второе – три стреляные гильзы, которые обнаружили следователи.
Конспирологическая версия появилась через 10 лет в газете «Завтра», где один из очевидцев рассказал, что когда они приехали, Борис Карлович ещё
был жив и обратился к Ерину: «Витя, как хорошо, что ты приехал! Одного я успел уложить...» - и потерял сознание.
Потом, якобы появились два вооружённых человека и предупредили Ерина:
«Виктор Федорович, у вас есть семья, любимые дети, внуки... Вы ведите себя спокойно. Мы сейчас заберем нашего товарища, вас не тронем. Вы приехали на самоубийство - запомните, это было самоубийство...» Взяли тело и ушли.
По словам очевидца: «Явлинский тогда выбрался на лестничную площадку, и его вырвало. С того самого момента этот человек оказался перепуган на всю оставшуюся жизнь. Когда ему напоминают о выезде к Пуго, у него просто истерика начинается».
В фильме сын Бориса Карловича полностью отрицает эту версию и слово в слово повторяет официальную, что родители сделали это по собственной воле, то есть как написано в заключении: «сначала муж стрелял в жену, а потом застрелился сам».
Мне сразу бросилось в глаза, что Вадим говорит это с трудом, оно и понятно, но в глазах такая боль и недосказанность…
Он даже не знал, что мать ещё сутки была жива, ему не сказали. Почему? Пистолет на тумбочке Вадим тоже объяснил согласно официальной версии – якобы в комнату вошёл его 90-летний дедушка, который проживал с родителями, взял оружие из рук Бориса Карловича (ещё живого) и аккуратно положил на тумбочку. Старенький он был, как объяснил Вадим. Почему дедушка не вызвал скорую помощь?
В фильме Вадим с болью рассказывает, что комнату от крови, которой было очень много, пришлось отмывать его жене.
С родителями они прощались в каком-то подвале, где те лежали на двух каталках, потом их сразу же повезли в крематорий. То есть даже не было гробов. Потом ему отдали две урны, которые полгода стояли у него на балконе, якобы не было места на кладбище.
Лично у меня после просмотра этого тяжёлого фильма остались вопросы.
24 августа ушел из жизни 68- летний Герой Советского Союза, маршал Сергей Фёдорович Ахромеев.
По официальной версии он повесился в своём кабинете в Кремле на скрученном вдвое шнуре от занавесей, который прикрепил к оконной ручке. Причём первая попытка не удалась, якобы шнур порвался, тогда он связал его и для прочности закрепил концы скотчем.
Обнаружил его через 12 часов комендант при вечернем обходе. Маршал при этом находился в положении сидя у окна в полной военной форме со знаками отличия.
Дверь кабинета была заперта снаружи, ключ находился в дверной скважине.
Глядя на него, трудно себе представить, что участник Великой Отечественной войны, Герой СССР, боевой офицер так уйдёт из жизни.
Родные и соратники не поверили в официальную версию, да и самой прокуратуре эта смерть казалась странной. Предсмертных записок было шесть в одной из них он написал: «Я не могу жить, когда моя Родина погибает и разрушается все то, что я считал смыслом моей жизни. Мой возраст и вся моя жизнь дают мне право уйти. Я боролся до последнего».
Его разрешили похоронить на Троекуровском кладбище, хоронили только близкие. Им он тоже оставил записку: «Всегда для меня был главным долг воина и гражданина. Вы были на втором месте. Сегодня я на первое место ставлю долг перед вами...»
Эти записки стали единственным доказательством суицида, хотя почерковедческая экспертиза не была проведена. В ночь на девятый день после кончины, его могила была осквернена – она была раскопана, с покойного сняли маршальский мундир и фуражку.
26 августа ушёл из жизни 63-летний Николай Ефимович Кручина, управляющий делами ЦК КПСС, главный казначей партии.
Под его контролем находились все счета КПСС в Советском Союзе и за рубежом.
Он выбросился с 5-го этажа, с балкона своей квартиры в пять часов утра. В квартире были жена и сын, которые спали, их разбудили, когда уже всё случилось.
Версия о самоубийстве стала официальной, поскольку были оставлены две предсмертные записки. Одна была оставлена на столике в холле, а другая была обнаружена при покойном в морге. В ней было написано о его преданности Горбачёву, и он сожалел, что подписал некое распоряжение «об охране этих секретарей». Были там и такие слова: «Я не предатель и не заговорщик, но я трус. Сообщите, пожалуйста, об этом советскому народу».
19 августа Николай Кручина перенёс в свою квартиру очень много папок с документами из служебных сейфов.
23 августа Горбачёв велел ему уволить всех работников из союзного партаппарата, отдать им зарплату и трудовые книжки, но Николай Ефимович не успел это сделать, 24 августа здание захватили «демократы» и демонстративно под иностранные телекамеры копались во всех шкафах и ящиках его стола.
Телевидение в каждой программе трубило о «золоте партии», его упорно искали, но в кабинете Кручины ничего не нашли. Документы из его квартиры изъяли и отправили в Прокуратуру РСФСР, оттуда они исчезли.
6 октября ушёл из жизни 81- летний Георгий Сергеевич Павлов, предшественник Кручины.
Он ушёл на пенсию ещё при Андропове, а при Горбачёве о нём и не вспоминали. Но видимо вспомнили, как только Ельцин издал Указ «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», поскольку после смерти Кручины Павлов оставался главным держателем секрета местонахождения тайной партийной кассы.
Он тоже выбросился с балкона, при нём в кармане брюк была записка: «Только кремация»
17 октября ушёл из жизни 54-летний Дмитрий Лисоволик заведующий сектором США международного отдела ЦК КПСС.
Он ведал поставками денег КПСС зарубежным партиям.
Лисоволик тоже упал с балкона с 12 этажа, предсмертной записки не оставил.
Какие можно сделать выводы
За тридцать с небольшим лет так никому и не удалось выйти на след партийных денег за рубежом, и это при том, что Егор Гайдар активно этим занимался, создав целую комиссию.
Например, бывший генпрокурор России Валентин Степанков предположил, что деятельность КПСС не всегда укладывалась в рамки закона, особенно в части помощи коммунистическим и рабочим партиям. Никакими договорами это не оформлялось, деньги доставляли курьеры, расписок не брали.
Знал об этом только узкий круг людей, которые и ушли из жизни в тот «чёрный» август 91-го года
Но возникает вопрос – добровольный ли это был уход?
Евгений Савостьянов, зампредседателя КГБ СССР в 1991-93 годах в интервью «КП» предположил, что это не был добровольный уход из жизни.
Да, в квартирах не было посторонних, кто бы мог их вытолкнуть, но есть такой состав преступления, как доведение до самоубийства. Да, человека можно довести до такого состояния, пообещать не трогать его семью, продиктовать записку…
Кому это могло быть выгодно? Эти деньги остались у конкретных людей, которые были временными распорядителями денег, и они были заинтересованы в том, чтобы оборвать все концы, связывающие их с КПСС.
Государству получилось вернуть только то, что было на легальных счетах, а спрятанное на секретных счетах кануло в небытие.