13K подписчиков

"Играем в жизнь" - как замеряется уровень любви?

Игра
Игра

Замер уровня любви

Ну, и напоследок заключительная процедура в работе с направлением или ценностью любви к ближним. Она производится следующим образом. Каждый пишет на листочках или в своих блокнотах следующие предположения:

Я люблю в лагере - …… человек.

Меня любят в лагере - …… человек.

А на самом деле - …… человек.

Первое предложение означает оценку своего уровня любви – сколько человек тебе удалось полюбить в лагере, и значит – насколько ты приблизился к суперцели Лагеря друзей – постараться полюбить всех.

Второе предложение – это уже твои предположения о том, скольким человекам удалось уже полюбить тебя, то есть выполнить суперцель лагеря по отношению к тебе самому.

Ну, а третье предложение – это реальная цифра, количество людей, любящих тебя, которая позволит судить о степени твоей адекватности, способности чувствовать настоящее отношение к тебе со стороны твоих друзей.

Эта процедура может быть проведена с различной степенью открытости. Цель здесь – дойти до степени полной открытости, когда каждый проявляет свое отношение к каждому в полностью открытом режиме. Но степень откровенности еще не может быть достигнута в конце первой недели работы лагеря, поэтому первую процедуру провожу в полузакрытом режиме.

Сначала каждый заполняет первые две цифры. Затем по отношению к каждому проводятся следующие манипуляции. Сначала он или она зачитывает первые две цифры. Затем я прошу закрыть его (ее) глаза, а всех остальных определиться в любви по отношению к этому человеку и поднять руки тех, кто его действительно любит. Кстати, полностью закрытый режим предусматривает, что и остальные закрывают глаза, и таким образом только ведущий знает имена тех, кто любит испытуемого человека. И после подсчета голосов, глаза открываются (у протагониста или у всех присутствующих) и ведущим называется реальная цифра любящих.

Но и дальше возможно продолжение, если, конечно, оно целесообразно. Можно предложить протагонисту назвать имена тех, кто по его предположению его еще не любит и даже попросить их открыться, если они и протагонист готовы к этому.

Но это все схема процедуры и ее варианты развития. Реально же я провел ее следующим образом. Я попросил не просто написать предположительное количество любящих, но даже написать их имена. Так легче будет судить об адекватности лагерников. Всего в этот день в лагере было 15 человек. Значит максимальная цифра любящих, то есть возможный максимальный уровень любви – 14.

Когда я предложил лагерникам разные варианты «закрытости», они настояли на полностью открытом режиме. То есть поднятие рук проводится при открытых глазах протагониста. Это немного удивило меня. Конечно, в таких условиях можно усомниться в соблюдении правила искренности, но я решил попробовать.

Результаты также заставили меня удивиться. У нас оказалось 5 человек, которых уже все любят в лагере. Это Таня, Люда, Кирилл, Дима и Максим. То, что любят уже первых четырех – не особенно удивительно. Это старички, и они уже успели полюбить всех в лагере. Вот, к примеру, засветка Люды после замера уровня любви:

«Я не ожидала, что Света поднимет руку. Еще я не ожидала, что поднимет руку Максим, почему-то у меня возникли сомнения. Но я люблю и Свету, и Максима».

Но Максим удивил. Такой стремительный взлет первочка многое говорит о его общественных качествах. Максим действительно очень открыт и…. «он такой обаятельный», - как однажды сказала о нем Таня. Давай, Максим, дерзай!

Несколько слов о тех, кто не дотянул до высшего уровня. У Светы – была самая заниженные предположения и понятны ее радостные чувства:

«Я думала, что меня любят 6 человек, а получилось 11 человек, и у меня такое радостное чувство».

Но выделяются и некоторые взаимные нестыковки и трения, как например, у Вики к Ване:

«Я так и ожидала, что меня Ваня не любит. Просто мы с Ваней не сошлись…»

А дальше – пара тщательно вымаранных строчек. Не рискнула Вика обнародовать причины своего «несхожнения» с Ваней.

В который раз обращаю внимание на напряженность в отношениях одноклассников, прибывших по «набору» начальника лагеря. Вот у Марины:

«Не знаю, почему меня любят Максим и Ваня. Я очень удивилась».

Ваня опять фигурант негативных предположений. Вообще, да, есть в нем что-то грубоватое и не совсем искреннее. Но еще надо присматриваться.

Час искусства «Мой образ любви»

И все-таки выкроил я немного времени на проведение «Часа искусства». Тема обязывает. Было интересно, какие образы будут ассоциироваться у ребятушек с любовью. Я даже не стал уточнять, какая любовь имеется в виду – агапе (жертвенная любовь к Родине, детям, родителям, ближним) или эрос (любовь к представителю противоположного пола). Пусть у каждого будет то, что ему ближе.

Пятнадцать минут на творческие потуги и – рассматриваем и «угадываем» рисунки. Конечно, преобладает традиционное – влюбленные парочки, пухлые белочки, улыбающиеся мишки. Но вот интересно, у таких разных людей как Рита и Ваня – одинаковый образ – Ангел. У Кирилла – китайский символ диалектики – инь-янь. Но самый интересный образ – у Тани: дорога со следами босых ног, которая ведет к истине. А по бокам ответвления в виде черных, пропадающих тропинок с надписями: обман, предательство, измена, придирчивость, безразличие, глупость…

В общем - неплохое дополнение ко всем размышлениям по теме дня.

Огонек

Перед огоньком – ставшая уже традиционной танцевальная «заводилка». Стоящий в кругу пытается как можно зажигательнее всех «завести». Кто-то предлагает вручить звезду за лучший завод. Лучше всех «зажигала» в кругу Люда, которой и вручаю звезду по результатам блиц-голосования. Что, родилась новая традиция?

Сам огонек зажигает Кирилл. Он сначала зажег свой шнурок на кроссовке, а затем им уже зажег свечу. Творчество неиссякаемо.

Предлагаю ребятушкам оценить не только сегодняшний день, но и, поскольку это последний огонек на этой неделе, сказать о том, что больше всего запомнилось во всей неделе. Но ребята говорят в основном о сегодняшнем дне – оно и понятно, много было эмоций и переживаний. Если кто-то добавляет оценку недели, то выходит несколько затянуто. Чтобы активизировать и подстегнуть участников предлагаю, после того как очередной лагерник высказался салютовать ему тем, кому его выступление понравилось. Все равно чуть затянуто получается. Уже под конец огонька понимаю, что сделал одно упущение и начинаю жалеть, что не попросил ребятушек сделать главное – сказать о том, какое из трех направлений любви оказалось для каждого самым главным – к Богу, к Родине или к ближним. Ну, что делать - умные мысли понятно, когда приходят.

А лучшим оратором неожиданно становится Мурат, выступивший не по обыкновению очень энергично и собранно.

Но одну хорошую идею все-таки реализовал. Предлагаю ввести новую традицию. Заключительный огонек в конце недели заканчивать лагерной песней в орлятском круге – обнявшись и без гитары. Разумеется, это песня «Я хочу быть с тобой».

Становимся, начинаем петь…. И тут со мной происходит то, чего я от себя не ожидал. После первых нескольких строчек у меня начинает дрожать, а потом совершенно предательски пропадает голос.

Дело в том, что с этой песней у меня связано очень много разных значимых событий из моей педагогической жизни. Помню, когда я еще был студентом пединститута, эта песня была нашей лагерной песней в моем самом первом отряде, в котором я был вожатым. В середине смены одной девочке, «душе коллектива», нужно было срочно по семейным обстоятельствам уезжать домой. И вот тогда, провожая ее, мы стали в орлятский круг и спели эту песню. На глазах у многих блестели слезы, я сам едва сдерживался. И…

И вдруг все это повторяется сейчас, более чем через двадцать лет!.. Мне мучительно стыдно своей «слабости», я пытаюсь вновь начать петь, но голос опять дрожит и пропадает. Стоящие против меня Тася, Вика тактично опускают глаза вниз, чтобы не стать свидетелями моей внутренней борьбы. Я сбираюсь с силами на третий куплет, но и в нем на последних строчках голос предательски глохнет…

Поразительно! Удивительно! Это воскрешение казалось бы давно ушедших и забытых эмоций! Мне и стыдно перед ребятами, но и как-то вдохновенно от такого внутреннего открытия, что оказывается - ничто никуда не ушло из души.

Говорю об этом детушкам, рассказав им тот давний случай. Они, кажется, понимают.

Все еще слегка ошарашенный даю домашнее задание на понедельничный «День Подростка» - «Идеальная девочка» (для мальчиков) или «Идеальный мальчик» (для девочек).

(продолжение следует...)

начало - здесь