89,5K подписчиков

О выборе восприятия своих недостатков. Компенсация неполноценности по А.Адлеру.

Альфред Адлер — известный австрийский психолог. Его личность, отношение к жизни, умение утилизировать свои недостатки, т.е. брать из них максимальный ресурс, все это вызывает безграничное уважение. Исходные данные у маленького Альфреда были, мягко сказать, не идеальные. Второй ребенок из шести, переболевший многими заболеваниями в раннем детстве, в том числе рахитом, и несколько раз бывший на грани жизни и смерти, Альфред не потерял радости жизни и стремления развиваться. Его недостатки, физическая слабость и хромота, связанная с тем, что его ноги были разной длины, не стали препятствием в общении со сверстниками. Он сохранял позитивный настрой, дружелюбие, открытость и сверстники отвечали ему взаимностью. Проблем с коммуникацией, не смотря на физические недостатки, у Альфреда не было.

Альфред Адлер — известный австрийский психолог. Его личность, отношение к жизни, умение утилизировать свои недостатки, т.е. брать из них максимальный ресурс, все это вызывает безграничное уважение.

Здесь хочется сделать акцент на том, что жизнь ученого наглядно показывает – не внешние данные или условия, в которых человек находится, определяют качество его жизни, признание другими людьми и последующий социальный успех. Внутренняя сила, позитивный настрой к другим людям, желание развиваться, намерение не сдаваться, не смотря ни на что, и умение любой опыт воспринимать как возможность получить пользу – качества, которые делают жизнь успешной вопреки исходным условиям, в которых человек оказался. Именно на этом мировоззрении основан основной принцип учения Адлера - холизм (приоритет целого), что подразумевает единство материального и духовного, связь всего со всем – целого и его частей. В том числе и связь болезни с духовным состоянием человека. И здесь А. Адлер кардинально расходится взглядами со своим учителем З. Фрейдом, сделавшим ставку на другие силы, движущие человеком.

Тема неполноценности внутренних органов была знакома А. Адлеру не понаслышке и из этого тяжелого для себя опыта он снова взял максимум пользы. А. Адлер заинтересовался проблемой неполноценности в разных ее проявлениях и следующей из этой ситуации компенсации, направленной на повышение социального интереса. А. Адлер нашел свой путь преодоления чувства неполноценности или если выразиться точнее – развития за счет чувства неполноценности. Здесь можно выделить мысль о том, что изменение взгляда на проблему, своего отношения к ней, меняет качество влияния этой проблемы на качество жизни человека. А. Адлер выбрал видеть неполноценность (ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми) как возможность для личностного роста.

Альфред Адлер — известный австрийский психолог. Его личность, отношение к жизни, умение утилизировать свои недостатки, т.е. брать из них максимальный ресурс, все это вызывает безграничное уважение.-2

Для преодоления недостатков в концепции А. Адлера, подтвержденной практикой его собственной жизни, служит механизм компенсации, направленной на преодоление тяжелого чувства неполноценности. Ученый выделяет следующие виды компенсации:

Неполная компенсация. Происходит за счет реализации социального интереса – человек, имеющий физические дефекты, может развивать те способности и умения, которые ему доступны, общаться и вести активный образ жизни исходя из своих возможностей. Он адаптируется к ситуации и нацелен на успех, доступный в заданных условиях – это благоприятный путь развития. При отсутствии социального интереса такой человек наоборот может уйти в изоляцию и манипулировать окружением, пользуясь своим ущербным положением – это неблагоприятный путь деградации.

Полная компенсация (в т.ч. сверхкомпенсация). Тот самый случай, когда желание развиваться, добиваться успеха, быть полезным обществу и в целом прожить жизнь не зря, дают человеку силы для приспособления к полноценной жизни не смотря на недуг или даже для победы своего недуга и его исцеления. Как пример полной компенсации в максимальном ее проявлении А. Адлер рассматривал жизнь древнегреческого оратора Демосфена, который преодолел тяжелую форму заикания путем регулярных тренировок. Высшая степень полной компенсации - сверхкомпенсация или приложение сверхусилий для преодоления недуга и часто – развитие других способностей, компенсирующих недостаток. Это тот случай, когда успех достигается вопреки и благодаря дефекту, например, лишенный возможности выходить из дома человек, раскрывает талант писателя. Это благоприятный путь развития. В качестве всем известного примера можно вспомнить судьбу Л.В. Бетховена, который потерял слух, но не перестал писать музыку… Но бывает и иначе - чувство неполноценности может быть острым, а уровень социального интереса низким и тогда человек уходит в агрессию, ненависть, отрицание, обвиняет весь мир в своих проблемах, вызывает чувство вины, манипулирует жалостью или подавляет, утверждается за счет других. Это неблагоприятный путь развития. А если уж у такого человека имеется власть, то комментарии тут излишни, разве что можно вспомнить А. Гитлера, для примера.

Мнимая компенсация. Это путь ухода в болезнь, на которую перенаправляется все внимание, жизнь обретает смысл, заключающийся в обслуживании недуга… это отказ от борьбы.

В заключение хочется сказать, что теория А. Адлера об основных чертах личности, связанных с очередностью рождения детей в семье нашли подтверждение на его личном примере. Второй, но не последний ребенок в концепции ученого имеет способности к развитию, нацелен успех, на то чтобы быть «лучше, выше, сильнее», умеет и любит соперничать, достигать поставленных целей. В целом, А. Адлер так и прожил свою жизнь – не сдавался под влиянием трудностей и много добился, а именно, реализовал себя в парадигме сверхкомпенсации, взяв максимальную пользу из собственных недугов, т.е. положив свой личный опыт в основу учения на пользу общества -осуществил все согласно собственной концепции. Всего А. Адлер написал свыше 300 книг и статей, а умер во время чтения лекции…

Хочу добавить, что это достойный жизненный путь. Легко быть счастливым при хороших исходных данных (благополучном детстве и отсутствии дефектов), но и при таком раскладе не у всех это получается. Сложнее стать счастливым при имеющихся «в архиве» детских травмах или последствиях заболеваний, но и при таких раскладах у некоторых это получается. Многие психологи начинают свое развитие в области психологии имея изначально лишь одно намерение – разобраться с собой, со своими травмами и их последствиями. И именно исходная проблема в таких случаях становится той основой, которая в дальнейшем дает силы и ресурс помогать другим.

Автор: Балашова Марина Борисовна
Психолог, Гештальт - консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru