«Глаза поили душу красотой» — эти слова невольно вспоминаются ещё на подъезде к Топловскому Свято-Троице Параскевиевскому монастырю: среди предгорий и лесов, словно из облака, возникают купола церквей, в ясную погоду озаряющие своим блеском окрестности.
В одном из дореволюционных изданий об обители говорилось следующее: «Женский монастырь находится на Крымском полуострове, в южной части Феодосийского уезда, в 70-ти верстах от губернского города Симферополя, близ греческой деревушки Топлу, от которой и получил название («Топлу» по-гречески — место, страна). Жизнь в женской «стране» насчитывает не одно столетие — в этом году монастырю (вместе с Всесвятской церковью в Симферополе) исполняется 160 лет.
Ответ на вопрос, почему в столь удалённой местности возник монастырь, напрашивается сам собой: в окрестностях Топлу было множество средневековых христианских храмов в честь святой преподобномученицы Параскевы Римской, некоторые из них сохранились до наших дней. Стало быть, место намоленное. К тому же рядом, что немаловажно для жизни, били горные источники. И ещё. У местных жителей существовало верование, что именно в этих местах Параскева претерпела последние страдания и приняла мученический венец, после чего на месте её казни забил целебный источник. К слову, к этому источнику многие годы стекались люди (по старому стилю 26 июля) не только из окрестностей, но и из дальних мест, причём не только христиане, но и мусульмане.
Монастырь был учреждён, говоря официальным языком, в 1864 году, а за два года до этого образовали строительный комитет, который занимался изысканием средств на постройку храма. Их собрали очень быстро, а сам храм построили в чрезвычайно короткие сроки — всего за два месяца. В день открытия обители — 8 октября — на монастырскую гору поднялся крестный ход с иконой преподобного Сергия, владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после в церкви Преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию. В то время в монастыре было 9 насельниц (в наши дни их около сорока). Самой первой монахиней стала болгарка Константина.
Первые годы существование в обители было очень тяжёлым: сёстры бедствовали, жили в построенных своими руками землянках, нищенски одевались и весьма скудно питались. При этом усердная молитва в монастыре не угасала, богослужения совершались беспрерывно.
В течение двадцати лет многие проблемы монашеского быта были решены: вырыты колодцы, куда по трубам пошла родниковая вода, что чрезвычайно облегчало труд монашек, работавших в прачечной. Появилась купальня на источнике св. Параскевы — давняя мечта послушниц и богомольцев. На речке Мокрый Индол построили мельницу — это давало возможность перемалывать зерно, что было очень удобно, поскольку на других мельницах приходилось выстаивать длинные очереди.
В Топловскую обитель как и раньше, так и сейчас приезжает много паломников. В 1889 году для них построена гостиница на 33 комнаты. Сегодня богомольцев тоже встречает гостиничный комплекс, но уже на 100 человек.
Всю свою жизнь посвятила обители игуменья Параскева (Родимцева): она прибыла в монастырь ещё в 1875 году с первой игуменьей Валерией и оставалась в нём до самой кончины в 1928 году. Уже в наше время Священный Синод причислил её к лику местнопочтимых святых.
Среди множества славных дел для Параскевы главным стало строительство собора во имя Святой Троицы. Монахини задумали храм, который стал бы архитектурной доминантой монастыря. На его возведение требовались немалые средства, поэтому не обошлось без помощи меценатов — обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева, графа Н. Гейдена, помещика Таврической губернии Павла Попова. Однако строительство так и не было закончено: революция, Гражданская война, а в 1928 году (расцвет атеизма) храм и вовсе был взорван. Через три месяца после окончательной ликвидации монастыря Параскева скончалась: сердце не выдержало такой чудовищной несправедливости.
Монастырь начал возрождаться в начале девяностых годов прошлого века. Игуменьей вот уже более четверти века является Параскева (в миру Нина Тищенко, преподаватель иностранных языков).
Сегодня обитель — это место, которое посещают ежедневно более 200—300 паломников и множество туристов. А архитектурной доминантой его стал недавно восстановленный Свято-Троицкий собор, как этого и желала в своё время игуменья Параскева.
Вот что рассказывает пресс-секретарь монастыря послушница Ксения:
— Возрождение главного собора обители проходило в несколько этапов: в 2010 году состоялось прославление в лике преподобных игуменьи Параскевы (Родимце- вой). С этого момента начались восстановительные работы. Сначала укрепили алтарную часть фундамента. Работа продвигалась быстро, и уже через два года нижний храм был завершён — 6 мая 2013 года, на второй день Пасхи, отслужена первая служба.
В конце 2015 года приступили к кровельным работам. Для изготовления куполов были построены близ собора временные тепляки. Технология изготовления куполов предусматривала стальной каркас, обшитый фанерой, которую покрыли 8-миллиметровым слоем меди. Затем следовали шпатлёвка, покраска и золочение сусальным золотом. В марте 2017 года установлены последний купол и крест.
К слову, Топловская обитель осталась едва ли не единственной в Крыму, где в колокола звонят звонари, и этому древнему искусству обучают молодых.
Сейчас в нижнем храме собора проходят регулярные богослужения, а в верхнем закончены все работы по великолепной росписи, установлено массивное редкой красоты паникадило.
В обители монахини, послушницы и трудники заняты разнообразной деятельностью. Кто-то благоустраивает территорию, готовит пищу, другие трудятся в подсобном хозяйстве: в монастыре есть огороды и сады, пруд, где водится рыба.
Дни проходят в неустанных молитвах, в том числе и о дожде, за которым так соскучилась пересохшая земля.
А ещё монахини тесно сотрудничают с обществом «Матери Крыма — Солдатам Отечества». Они отправляют на фронт продукты, святую воду, выпечку, к Пасхе готовят множество куличей.
Топловская обитель, подходя к своему юбилею, остаётся примером спасительного подвига: пройдя через все невзгоды, монастырь продолжает демонстрировать несокрушимую крепость духа, вселяя в людей уверенность и врачуя душевные раны.
Светлана КИРЬЯНОВА.
Фото Валентина ГУСЕВА.
(При подготовке использованы материалы из книги «Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь» Людмилы Ясельской).