Рассказываю на своём примере.
- Стараюсь не разрушать игровой процесс. Участие взрослого полезно, но исключительно тогда, когда соблюдается баланс инициатив ребёнка и взрослого. Взрослый включается в нужный момент, оставляя лидерство у ребёнка. Если надо, то уходит на второй план. Главное помнить, что это игра ребёнка! Здесь его правила и его замысел. Дайте ему воплотить в жизнь его задумку. Конечно, я сейчас говорю о сюжетно-ролевых играх.
- Быть гибким во время игры с ребёнком, это НОРМАЛЬНО! Это вовсе не значит, что он манипулирует и вьёт из вас верёвки. Это ЕГО игра. Наиболее эффективной для взрослого является позиция посредника — того, кто умеет играть и хочет поделиться игровой культурой. Важно не только уметь это делать, но и быть чувствительным к интересам и потребностям детей. Это требует способности быстро менять роли: то участника, то наблюдателя, то помощника, или игрового менеджера. Учитесь!
- Снимаю «костюм педагога». Не нужно делать игру обучающей, зрелищной, оригинальной или пытаться навязывать свои идеи. Важен сам процесс, а не видимый результат, и авторами этого процесса являются дети, а не взрослый.
- Наблюдаю. Партнерство между взрослым и ребенком в игре начинается с заинтересованного наблюдения. Взрослым, которые хотят перейти от дидактической позиции к партнерству, важно дать самим себе время и сначала научиться любоваться игрой. Это будет эффективным и расслабляюще-умиляющим моментом.
- Не сажусь играть с ребёнком в плохом настроении. Ребёнок тут же считает мои эмоции и игра всё равно не получится.
Но самое главное, это не игры и не правила... Самое главное - это любовь и родительское тепло! Которое ребёнок чувствует и во время игры, и вне её!