Найти тему
kartaprava.ru

История о проблемах и перспективах развития дистанционного образования

Система дистанционного обучения в России имеет долгую историю. Первый Институт заочного обучения был создан в 1850 г. С 1922 г. успешно развиваются учебные центры, использующие метод заочного обучения. 22 февраля 1927 г. Президиум коллегии Наркомпроса официально утвердил положение о Бюро заочного обучения при педфаке II МГУ.

На базе данного положения в Советском Союзе была разработана и успешно внедрена модель дистанционного образования, получившая название «консультационная» (то есть заочная).

К 1960 г. в СССР успешно функционировали 11 заочных университетов. В 1969 г. наряду с традиционной (заочной моделью) начала успешно функционировать технологическая модель обучения.

В 1990-е гг. возможности дистанционного обучения стремительно расширяются в связи с возникновением массовой компьютеризации и распространением цифровой видеокоммуникации.

Дистанционное образование занимает собственную нишу в учебной сфере, обладая рядом неоспоримых преимущество по сравнению с традиционным обучением. Среди них:

– возможность учиться в удобное для студента время;

– возможность выбрать любое учебное заведение в России;

– возможность обучения по индивидуальному учебному плану;

– возможность получать индивидуальные консультации, обсуждать те или иные вопросы изучаемого курса с преподавателем либо с группой, участвовать в семинарах и вебинарах; – сравнительно низкая стоимость обучения;

– у студента, обучающегося дистанционно, развиваются такие качества как самостоятельность, мобильность, ответственность, самоорганизация и самодисциплина.

Спрос на дистанционные образовательные услуги с каждым годом возрастает. Прежде всего, это связано с многообразием программ, предлагающих как глубокое изучение теории, так и весомую практику в той или иной области человеческой деятельности. Слушатели принимают активное участие в разработке и формировании учебной программы, что позволяет учебному заведению, реализующему программу, мобильно отслеживать предпочтения аудитории и обновлять содержание курса.

Хотя спрос на дистанционные образовательные услуги с каждым годом возрастает, существующая информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в высших учебных заведениях развита не достаточно.

Прежде всего, это связано с тем, что далеко не для всех учебных курсов, входящих в рабочий учебный план, разработаны электронные материалы.

Вторая проблема – нехватка консультантов и тьюторов, которые могли бы оказать студентам и преподавателям квалифицированную поддержку в области электронного обучения.

Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации системы образования, часть преподавателей просто не готова к работе с дистанционными технологиями, либо достаточно настороженно относится к ним.

Таким образом, руководители вузов должны быть нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого дистанционного образовательного процесса и быть готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.

Кроме того, на сегодняшний день достаточно высока стоимость разработки, внедрения и поддержки дистанционного обучения, в том числе, достаточно дорого обходится приобретение образовательной платформы, позволяющей проводить лекции и вебинары, а также недостаточно детально проработанные программы VR-обучения. Хотя в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

Основной же проблемой является проблема обеспечения качества дистанционного обучения. Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы.

Необходимо сохранить традиции российской высшей школы как базового инструмента для трансляции знаний в различные сферы человеческой деятельности и в то же время прослеживать и развивать новые, специфические технологии в образовании, складывающиеся на основе взаимодействия мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения с традициями классического образования.

Вывод: дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе, основной целью которого в реалиях сегодняшнего дня должно стать предоставление образовательных услуг широкому кругу людей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.